Частенько водители, потряхиваемые на стыках и швах дорожного полотна, поминают строителей «незлым тихим словом». Определенный вклад в возникновение дорожных неприятностей вносит использование устаревшей строительной техники. Асфальтоукладчик, поражавший в 70-е годы прошлого века своей мощью и выглядевший настоящим дредноутом, издающим оглушительные звуки и выпускающий клубы смрадного дыма, не способен создать покрытие с требуемой ныне ровностью и шероховатостью. Однако подобные мастодонты еще нередко состоят на вооружении дорожных строителей, хотя им давно уже пора на чермет.
В некоторой мере это объясняется (но не оправдывается) очень высокой востребованностью и широчайшим распространением асфальтовых покрытий, применяемых в абсолютном большинстве случаев обустройства дорожных полотен.
Наверняка нет смысла говорить о том, что за агрегат асфальтоукладчик – его название, кажется, сразу все разъясняет. Однако в полной мере оно не отображает ни самого процесса, ни материала, который мы в просторечье называем асфальтом. Правильно этот механизм называть укладчиком асфальтобетонных смесей, но и здесь тоже есть определенное если не лукавство, то этимологическое непопадание.
Мини-асфальтоукладчик
Асфальт по определению словарей – в переводе с древнегреческого «вещество, предохраняющее от падения» (а ведь здорово подмечено!). Т.е. это вещество, обеспечивающее безопасность, и под ним понимался достаточно широкий круг натуральных ископаемых горючих субстанций различной густоты и плотности. По свидетельству Иосифа Флавия, естественное месторождение и район добычи асфальта находилось в районе Мертвого моря, почему часто это вещество называли «иудейская» или «жидовская» смола. Древние использовали асфальт преимущественно для гидроизоляции стен и приготовления «греческого огня» - прототипа современного напалма.
Современный асфальт (под ним мы будем далее понимать асфальтобетонную смесь) фактически является композитом из гравия, песка и мелко истолченных минеральных добавок, связанных воедино расплавленным битумом – продуктом, по свойствам подобным природному асфальту, однако получаемым большей частью как остаток после крекинга и перегонки нефти.
Задачей асфальтоукладчика является не просто уложить горячий асфальт, но сделать это так, чтобы его поверхность имела стабильную ширину, одинаковую толщину и способна была выдерживать вес катков, окончательно уплотняющих уложенную массу.
Асфальтоукладчик в действии – идет загрузка бункера
Вот о типах, устройстве, классификации, принципе действия, основных видах работ и других важных характеристиках этого представителя дорожно-строительной техники и пойдет речь.
Асфальтоукладчик состоит из нескольких «блоков» различного назначения. Основа – платформа с двигателем внутреннего сгорания, приводящим в действие гидравлический привод гусеничными или пневмоколесными движителями.
Гусеничный движитель
Использование гидравлики позволяет плавно регулировать очень низкую скорость, необходимую для нормальной работы, останавливаться и давать задний ход. Гусеница чаще применяется для тяжелой техники, занимающейся устройством скоростных магистралей и взлетно-посадочных аэродромов, колесо – для более «легких» машин, работающих в городских условиях, где нужна большая маневренность.
Колесная модель
На платформе компонуются «рабочие» блоки, причем их расположение одинаково у всех асфальтоукладчиков. Спереди устанавливают бункер для асфальта, часто с откидными бортами.
Укладываемую смесь в него загружают из самосвала. В очень крупных моделях используется перегружающий конвейер.
Работа с конвейером-перегрузчиком
К шнекам смесь подается скребковыми питателями. Вращающиеся левый и правый шнеки равномерно распределяют асфальт. Их длина определяет ширину укладки смеси. В комплект могут входить «удлинители», которые крепятся на болтах. Некоторые производители оснащают машины выдвижными шнеками – это оправдано в случае необходимости часто менять ширину укладки смеси.
Шнек
Все рабочие органы приводятся в действие гидромоторами.
В задней части платформы на рычагах крепится блок, уплотняющий и выравнивающий распределенный шнеками асфальт. Он включает в себя трамбующий брус и выглаживающую плиту. Брус, приводимый в действие эксцентриками, стучит по асфальту, словно молот по наковальне, и уплотняет смесь, а горячая вибрирующая плита еще сильнее уплотняет и выглаживает поверхность. У современных асфальтоукладчиков степень уплотнения смеси может достигать 98%, но использование катков все же настоятельно рекомендуется.
Трамбующе-выглаживающий блок
Наибольшая ширина укладываемой полосы составляет 16 м, при этом используются уширительные шнеки и соответственно расширяется база трамбующе-выравнивающего блока. Производительность мощных асфальтоукладчиков достигает 1500 тонн смеси в час.
Главным достоинством современных моделей является оснащение их микропроцессорными системами контроля и автоматического управления качества выполняемых работ, что и обеспечивает получение высокосортного покрытия. Пульт управления и контроля имеет максимально дружелюбный интерфейс, имеющий преимущественно пиктографические изображения, интуитивно понятные водителю-оператору. Большинство вспомогательных функций полностью автоматизированы.
Еще одной особенностью нового поколения асфальтоукладчиков является забота о человеке. Ориентируясь на исключительно летний период использования этого рода техники (ну кто же укладывает асфальт по снегу?), кабина делалась открытой, максимум – покрытая тентом, с жестким «велосипедным» седлом. Но поскольку в наших широтах и летом бывает «не жарко», производители, в том числе иностранные, часто делают кабину полностью защищенной тентами либо закрытой. Сиденья ставятся мягкие, гасящие вибрацию.