вт, 2015-08-18 14:23
Поделиться
Что в ближайшем будущем стоит ожидать от производителей спецтехники. Тенденции рынка

Появление абсолютно новых форм и конструкций техники в строительной отрасли происходит очень редко. Большинство оборудования, которое мы наблюдаем сегодня, было придумано полвека или век тому назад, а в последние десятилетия оно лишь претерпевало незначительные видоизменения. 

Экскаватор

К примеру, изначально грейдер тянула конная сила. Современные же грейдеры просто оснащены тяжелыми и мощными дизельными двигателями, оборудованы гидравликой, лазерными и GPS-системами наведения для получения идеально ровных поверхностей. Но сам принцип грейдера никак не изменился. И причиной тому все эксперты называют консервативность строительной отрасли. Как сказал недавно Брайан Рах, вице-президент компании «Deere and Company»: «Это потому, что наши клиенты являются очень осторожными и ожидают для своих вливаний в спецтехнику быстрой окупаемости".

Но есть несколько видов строительного оборудования, которые в свое время произвели настоящую революцию. В 1960-х годах в широкий обиход вошли гидравлические экскаваторы. Они заменили собой экскаваторы кабельные, ибо те уже совсем не отвечали требованиям современности и рынка.

Второй революционной идеей, рожденной за последние 50 лет, стало изобретение колесного экскаватора-погрузчика, появившегося на рынке также в 60-х годах прошлого столетия. 

Экскаватор-погрузчик CASE

Когда данная спецтехника стала популярна в 60-70-х годах 20 века, она вытеснила собою много иных типов машин. К примеру, тогда практически исчезли тракторы, на которые устанавливалось различное погрузочное оборудование. Колесный экскаватор-погрузчик был более мобильной и маневренной техникой, и к нему не требовалось крепить специальный прицеп. Так экскаватор-погрузчик стал новой вехой в истории создания строительных машин. Он был аналогом "швейцарского ножа", мультитулом в своей области. Эти машины и по сей день являются одними из самых популярных и востребованных во всем мире.  

То же самое можно сказать и о появлении шарнирно-сочлененного самосвала, изобретение которого уходит своими корнями в 60-е годы. Эти строительные автомобили, по сути, опережали свое время, поэтому далеко не сразу стали популярными. Вплоть до конца 70-х годов потребители спецтехники предпочитали на карьерных работах использовать обычные самосвалы с боковой выгрузкой, и с большой настороженностью смотрели на их сочлененных собратьев. Но вскоре особо просвещенные строительные компании поняли, что сочлененные самосвалы могут демонстрировать гораздо большую эффективность на работах в сложных условиях. 

Сочлененный самосвал

К тому же для их эксплуатации уже не требовалось создавать специальные подъездные дороги, и их было удобнее использовать в сцепке с карьерными экскаваторами и погрузчиками. Успешное «спаривание» гидравлического экскаватора с шарнирно-сочлененным самосвалом действительно свидетельствовало об открытии новой страницы в истории создания спецтехники.

Следующей новацией в истории строительных машин, появившейся в последние 30-40 лет, стало изобретение компактного оборудования. Этот технологический продукт впервые начал использоваться в Японии и странах Европы. А объяснялось это довольно прозаично – в этих районах уже давно существовала развитая городская инфраструктура, и они остро нуждались в технике, которая могла бы эксплуатироваться в стесненных условиях. Между тем, такие гиганты, как Соединенные Штаты, Австралия и СССР, по факту, владельцы огромных географических площадей, не испытывали в ней нужды, и долго стояли в сторонке. Но, с течением времени, и это изменилось. Компактные машины, такие как мини-экскаваторы и мини-бульдозеры появились в конце 80-х годов. Тогда владельцы строительных компаний пытались удешевить ручной труд. И сейчас уже всем стало ясно, что «махать лопатой» менее эффективно и дороже, чем использовать компактную спецтехнику. К тому же такие мини-машинки легко транспортировать на любые расстояния. Установленные на небольшой прицеп или кузов пикапа, через несколько часов они могут  начать трудиться за тысячи километров от своего постоянного места дислокации.

Одним словом, историю создания большинства современного строительного оборудования можно проследить вплоть до 20-х годов 20 века. Но эти ранние машины были, как правило, паровыми и кабельными, и могли осуществлять лишь ограниченное количество работ. Они были грубыми, малоподатливыми, очень тихоходными и сложными в эксплуатации. А главным стимулом для их развития стала, как это ни печально, Вторая мировая война. Она привела к тому, что многие страны оказались очень сильно разрушены, и послевоенное время требовало от научно-технического прогресса какого-то прорыва. 

Грунтовый каток Volvo

Но, открытия не совершаются быстро. И нужды человеческой цивилизации начали исполняться только через несколько десятилетий – в 60-70-х годах. Чтобы по-настоящему понять, как создавалась история строительного оборудования, нам нужно устремить свой взгляд в эти годы, и понять, что тогда происходило. В основном, новации тех лет заключались в усовершенствовании эффективности дизельных двигателей. И задумайтесь, уже 2015 год, а все строительные машины продолжают работать именно на них. Однако, на сегодняшний день основные пионеры и производители строительного оборудования стали серьезно засматриваться в сторону альтернативных видов двигателей и топлива. Тому причиной стали «электрические изобретения» Илона Маска, а также нефтяные политические войны между странами, добывающими ископаемое топливо. Вероятнее всего, эти факторы окажут значительное влияние на развитие спецтехники в будущем, и в очень скором времени двигатели в ней будут иными. К этому стоит быть готовым.

Также, по сравнению с 60-ми годами, существенные изменения претерпели и размеры машин. В те годы спецтехника имела довольно средние габариты – не слишком большие, но и не компактные. Однако, сейчас машины, которые используются в горнодобывающей промышленности, стали настоящими мастодонтами, и иногда в своих размерах конкурируют с домами. Но этот момент, скорее всего, достиг уже своих конечных пределов. Рекорд «белазовского» 400-тонного самосвала уже вряд ли в ближайшее время будет побит, ибо для того, чтобы еще большая по габаритам и грузоподъемности техника, была эффективной, нужно изобрести нечто новое в системе двигателя и системе управления. 

Самосвал Белаз

Так что, вероятнее всего, в ближайшее десятилетие у производителей, если и будут появляться мастодонты, то явно в ограниченном количестве и это не будет для них основной задачей.

На протяжении 70-80-х годов 20 века, основными нововведениями стали изменения в конструкции трансмиссии машин и системе дифференцирования мощности. В гусеничной технике была повышена защита ходовой части, позволяющая выдерживать ей большие нагрузки. А также было упрощено ее техническое обслуживание и время, необходимое на замену узлов и агрегатов. Система же дифференциального управления позволила большим машинам разворачиваться на месте. Также в эти годы и начали создаваться особо большие представители спецтехники. Причиной тому послужило арабское нефтяное эмбарго, введенное в 1973 году, что привело к росту спроса на ископаемый уголь. Нефтяные компании начали усиленно выкупать активы в угольной промышленности, и результатом стал спрос на большую карьерную технику. Кстати, если вы зададитесь целью узнать, сколько компаний-производителей тогда крупно «играло» на этом рынке, то поймете, что их было всего четыре – «International Harvester», «Ewclid», «Caterpillar» и «Allis-Chalmers».

Но, начиная с 1980-х годов, экономики многих стран подверглись рецессии, которая также в значительной мере отразилась на создании строительного оборудования. Буквально за несколько лет многие производители спецтехники обанкротились, а некоторые из них поменяли своих хозяев. И особый упор производители стали делать на компактность выпускаемых продуктов, уровень шума, выбросов выхлопных газов, легкость в эксплуатации и безопасность. Также, несмотря на введение в управление электроники и компьютеризации, современное строительное оборудование значительно увеличило свою выносливость, износостойкость и эффективность. 

Погрузчик Volvo

Все тот же Брайан Рах, старший вице-президент инженерного производства и управления поставок компании «Deere and Company» говорит, что некоторые из современных машин могут без ремонта выдерживать работу в 20000 часов. Еще 30 лет назад подобное оборудование могло проработать вдвое меньше времени. Кроме того, сегодняшняя техника потребляет меньше топлива и является более продуктивной.

В 90-х годах 20 века была установлена веха экологических законов, ибо человечество серьезно задумалось о вреде техники на окружающую среду. Эта волна ожиданий длится и поныне, она заставила производителей создавать машины с более чистыми и эффективными дизельными двигателями.

Самый недавний кризис, начавшийся в 2008 году, привел к тому, что спецтехники в мире стало производиться значительно меньше, а ее продажа уступила место аренде. Если еще 20 лет назад аренда спецтехники занимала всего лишь 20% мирового рынка, то теперь ее доля достигла 40%. А подобная тенденция приводит к тому, что компаниям-владельцам выгоднее иметь в наличии самые универсальные машины. То есть проще обладать несколькими образцами, на которые возможно крепить различное навесное оборудование, справляющееся с любыми видами работ. Так что, вероятно, в ближайшее время, будет наблюдаться бум в создании именно этих продуктов.

И если подытожить, то становится ясно, политика, экономические составляющие и модные тенденции человечества напрямую влияют на производителей и владельцев спецтехники. Присматривайтесь к ним, не отметайте их как ненужные, и тогда вы сможете всегда быть на шаг впереди своих конкурентов. Ибо тот, кто проинформирован, тот вооружен. 

Теги

Комментарии