За прошедший год нам стало ясно, что новые технологии ставят под угрозу существования многих отраслей хозяйствования. Так давайте разберемся, какие из них в ближайшее время окажутся в опасности, и, скорее всего, отомрут по причине ненадобности.
Данный список составлен экспертами Financial Times, их планы простираются на ближайшие 10 лет, и в соответствии с ними нам всем стоит корректировать свое будущее.
Туроператоры
- Отрасль: обычные турагентства
- Разрушитель: онлайновые туристические платформы
- Причина: людям стало проще и дешевле посредством интернета самим устраивать свой отдых
По данным статистики, количество обычных турагентств в мире за последние 5-7 лет сократилось почти в 2 раза, и эта тенденция сохранится. Ожидается, что к 2024 году их количество сократится еще минимум на 15-20%.
Связано это с тем, что простые турагентства для современного человека ограничены возможностью предложений. Также такие предприятия нуждаются в большом количестве оборотных средств, часть из которых оказывается постоянно замороженной. К тому же, они не могут давать потребителям гарантии за предоставляемые на месте услуги, что вызывает у клиентов недовольство «за что же я тогда переплачиваю?».
Сейчас туристический бизнес серьезно смещается в сторону онлайновых продаж, где человек может сам выбирать, что ему по вкусу. Ему по силам забронировать и отель, и квартиру, и хостел. Купить виртуальный билет на любой вид транспорта, заказать аренду машины, вид питания и многое другое.
Эксперты прогнозируют, что в будущем только очень прогрессивные туроператоры, работающие на базе онлайн-платформ и использующие цифровые инструменты, смогут выжить. При этом, им придется расширить сферу предлагаемых услуг и уменьшить их стоимость.
Пока клиентами туроператоров в основном остаются очень обеспеченные люди, а люди среднего и низкого достатка уходят в интернет.
Производители запчастей
- Отрасль: малые и средние производители различных компонентов и запчастей
- Разрушитель: 3D-принтер
- Причина: с помощью 3D-печати уже можно изготавливать очень многие детали
Большинство из нас уже не ездят на вокзалы покупать билеты, а оплачивают их банковской картой и распечатывают на принтере. Вскоре компании поймут, что многие компоненты различных машин, оборудования, гаджетов, компьютерной техники, автомобилей и инструментов можно не заказывать за границей, ожидая их прибытие неделями и месяцами, а просто печатать на месте.
Это разрушит целые цепочки поставок деталей, в том числе уменьшит количество заказов на перевозку у транспортной отрасли.
К примеру, специалисты Bosch Rexroth прогнозирует, что на протяжении ближайших 5-10 лет количество заказываемых на заводах компонентов уменьшится примерно на 40%, их просто будут печатать сервисные центры. Это удобно, быстро, а главное - гораздо дешевле.
Страхование автомобилей и грузов
- Отрасль: автострахование
- Разрушитель: беспилотное вождение
- Причина: благодаря беспилотному вождению на дорогах будет происходить меньшее количество ДТП, а грузы будут подвергаться меньшим повреждениям
В будущем, как планируется, автоматические пилоты-водители будут размеренно двигаться по дорогам вокруг наших городов и сел, перевозя грузы и пассажиров. Это приведет к гораздо меньшей необходимости владеть личным транспортом. А значит, и машин и аварий на дорогах станет меньше. Но такая картинка может привести к вымиранию автострахования.
Автотранспортное страхование является одним из оплотов автомобильной отрасли. Она генерирует в мире порядка $260 млрд. ежегодных премий и $17 млрд. прибыли страховщикам (в соответствии с исследованиями Morgan Stanley и Boston Consulting Group.).
Новая технология, как говорят аналитики, ставит автострахование под большую угрозу. Чем меньше будет автомобилей и аварий, тем меньше будет и спрос на страхование. В развитых странах объем этого рынка может сократиться более чем на 80% к 2040 году. К тому же, страхование придется совершать автопроизводителям, а не потребителям автомобилей.
В краткосрочной же перспективе, пока страховщики говорят о росте страховых премий, так как автомобили, наполняемые сейчас дорогостоящими технологиями, растут в цене.
Но, уже сейчас некоторые страховые компании начинают реагировать на изменяющийся ландшафт в отрасли. В Великобритании группа Axa, а в Японии Mitsui Sumitomo и Tokio Marine уже приступили к изучению новых видов страховых продуктов, которые могут потребоваться беспилотным транспортным средствам.
Финансовые консультанты
- Отрасль: финансовое консультирование
- Разрушитель: компьютерные программы
- Причина: рост ботов-консультантов по финансовым вопросам и ужесточение регулирования этой деятельности
Обычные люди-финансовые консультанты в последнее время столкнулись со страшной конкуренцией со стороны компьютерных программ, которые с легкостью на основе алгоритмов высчитывают показатели, предрекают ситуации и предсказывают положение рынков. К тому же, за последние годы к квалификации и знаниям живых консультантов стали выдвигать огромные требования.
Начиная с 2013 года, количество таких людей-консультантов уже сократилось примерно на 40%. Оставшиеся специалисты подняли стоимость своих услуг и повысили минимальную инвестиционную сумму, которой готовы заниматься. Многие простые люди и компании поняли, что отныне не могут себе позволить пользоваться их предложением, и перешли на использование «роботов-советников».
"Робо-консультанты" – это, обычно, веб-сайты, которые рекомендуют финансовые портфели для своих клиентов на основе математических алгоритмов. Как утверждают клиенты, с ними проще, дешевле и надежнее работать. На сегодняшний день к их помощи даже уже стали прибегать банки - в Британии, Шотландии и США уже несколько банков заявили о развитии онлайн-инвестиционных веб-сайтов.
Растущая популярность таких финансовых помощников объясняется сейчас тем, что они часто предлагают своим клиентам вкладывать инвестиции в пассивные портфели, а не в рисковые фонды. Что гораздо чаще приносит, пусть и не такие большие, но безопасные и стабильные дивиденды.
Авторемонтные мастерские
- Отрасль: ремонтные гаражи и сервисные мастерские
- Разрушитель: электромобили
- Причина: электромобили требует гораздо меньшего обслуживания
Все больше в мире выпускается и продается электрических транспортных средств. Такие машины не загрязняют окружающую среду, и являются более дешевыми в эксплуатации.
Но так как они практически не содержат движущихся частей, в них особо нечего ремонтировать. В то время как двигатель внутреннего сгорания, к примеру, состоит из нескольких тысяч движущихся компонентов, в электрическом двигателе Tesla их всего 18.
И этот момент может привести к вымиранию тех мастерских, в которых услуги направлены на обслуживание дизельных и бензиновых автомобилей.
Этот сектор услуг является не только огромным источником рабочих мест, но и называется одной из самых доходных отраслей автомобильной промышленности. Объясняется это тем, что главную долю прибыли производители транспорта получают не на продажах новых автомобилей, а на их обслуживании.
Подавляющее большинство электрокаров, которые продадут в ближайшие годы, скорее всего, будут оборудованы гибридными технологиями, то есть будут иметь и двигатель и аккумулятор. Но наличие в машине батареи приведет к тому, что в мастерских понадобятся услуги особых специалистов. Те гаражи, которые смогут это вовремя понять, останутся на плаву, остальные вымрут.
Volkswagen, например, недавно заявил, что будет переучивать порядка 7000 своих инженеров и механиков, дабы дать им новые навыки электрических технологий.
Батарея автомобиля может хранить в себе силу 400 вольт электрического тока. Это хуже, чем оказаться на электрическом стуле.