К началу 21 века проблема мусора на нашей планете приобрела масштабы всемирного бедствия. Пожалуй, ни одна страна в мире пока так и не нашла универсального способа утилизировать отходы, до сих пор находясь в процессе поиска решения этой проблемы. Но, есть одна техника, которая неизменно используется всеми государствами для сбора мусора, и этой техникой является мусоровоз – абсолютно интернациональная машина, которую можно увидеть на улицах Вашингтона и Харькова, в Бангалоре и Пекине. Давайте же посмотрим, когда и как она появилась, и какие вехи эволюции прошла за свою историю.
Еще в 19-м веке в городах и селах мусор перевозился на открытых конных повозках, и сбрасывался в различные «отхожие» места.
Но, к началу 20-го века, с появлением сначала парового двигателя, а затем и двигателя внутреннего сгорания, эти повозки, еще будучи открытыми, стали на колеса.
Первые автомобильные мусоровозы в 1897 году начала выпускать английская компания «Thornycroft Steam Wagon and Carriage Company». Ее автомобиль для перевозки мусора был оснащен паровым двигателем и имел саморазгружающийся назад открытый кузов.
Первый в мире паровой мусоровоз Thornycroft, 1897 год
Но такая машина, проезжая дорогами городов, помимо дыма из трубы, расточала отвратительный запах отходов и собирала вокруг себя насекомых. К тому же мусор имел свойство вываливаться из кузова, а наполнять кузов приходилось вручную, высоко поднимая корзины на уровень платформы.
Паровой мусоровоз Thornycroft, 1901 год
И уже в 1902 году Thornycroft начнет оборудовать свои мусоровозы двигателем внутреннего сгорания и закрытым кузовом. Поначалу такие машины начнут использоваться в Европе, и в 20-х годах прошлого столетия большинство муниципалитетов европейских городов обзаведутся подобным транспортом.
2-х тонный закрытый мусоровоз
Чуть позже они придут и на Запад, а в Украине первые закрытые мусоровозы появятся ближе к 40-м годам.
В 1929 году появится первое решение проблемы использования тяжелого ручного труда при загрузке мусорных грузовиков. Впервые эту работу упростит американская компания «Heil Collecto», которая оборудует свои машины внешним, низко расположенным бункером, куда и сбрасывался мусор.
Бункер этого автомобиля с помощью специального рычага мог подниматься и опускаться, механически распределяя мусор внутри. Этот инновационный грузовик фактически станет прародителем современных мусоровозов.
Однако, стоит понимать, что еще до конца 30-х годов 20-го века во всех городах мира не существовало такого понятия, как стоящий на улице мусорный контейнер. Впервые его изобрел Джордж Дампстер (сейчас во всех англоязычных странах мусорный контейнер так и называется – дампстер) в 1939 году, предложив жителям населенных пунктов сбрасывать мусор в большие металлические коробки, стоящие в определенных местах.
И именно это изобретение, в конце концов, проложит путь к созданию современных мусоровозов, которые гидравлическими манипуляторами сами поднимают мусорные контейнеры, опорожняя их к себе в кузов.
Между тем, изобретенная Дампстером система сбора отходов в контейнеры, не единственная произвела в те годы революцию в конструкции мусорного грузовика. На тот момент в мусоровозах отсутствовало такое понятие, как уплотнение (компактирование) отходов. А так как мусор сам по себе имеет свойство быть объемным, мусоровозы в те годы им быстро заполнялись, делая по много ходок между населенным пунктом и свалкой.
Но, в 1938 году американская компания «Barwood Load Packer» впервые предложила использовать в мусоровозах так называемый компактор – систему уплотнения мусора в бункере автомобиля, позволяя мусоровозу перевозить бОльшее количество отходов за одну поездку.
Мусоровозы Load Packer
Изобретенный ею компактор, конструкция которого и до сего дня не сильно изменилась, представлял собой массивный пресс, который сдавливал мусор, автоматически его уплотняя. Также именно компания «Barwood Load Packer» начала первой выпускать мусоровозы, в которых бункер открывался назад, а работник, его обслуживавший, стоял на специальной подножке сбоку. В СССР, а теперь в Украине, такая практика не прижилась – у нас работники не ездят на подножках, а находятся в кабине рядом с водителем. В противовес нам, в Америке и Европе часто работники находятся вне мусоровоза, ловко держась за специальные поручни.
Система уплотнения мусора вскоре стала мировым стандартом для мусоровозов, и сейчас все такие машины оснащены внутренним компактором.
Настоящая автоматизация коснулась мусорных грузовиков только в 80-х годах прошлого столетия. По мере того как большие серые и зеленые мусорные баки на колесиках стали стандартным атрибутом жилых районов, автопроизводители начали выпускать машины с манипуляторами, подхватывающими их и выгружающими себе в бункер.
Кстати, в Украине таких мусоровозов пока крайне мало, так как в нашей стране не введен общенациональный стандарт мусорных баков, а манипуляторы таких грузовых автомобилей «затачиваются» под определенный вес и размер мусорных контейнеров.
Но, сегодня, кажется, мусоровозы опять готовы серьезно видоизмениться. Во-первых, даже Tesla собирается переводить их на электричество (обычные дизельные мусоровозы очень неэкономичны и загрязняют воздух, так как им приходится по многу раз останавливаться и трогаться с места). Во-вторых, руки-манипуляторы современных мусоровозов не особо безопасны, а значит, требуют серьезной доработки.
Сегодня самым современным и инновационным мусоровозом в мире можно назвать технику американской компании «Roto-Рac», которая в своих грузовиках убрала стандартный пресс-уплотнитель, и разместила в бункере настоящую мясорубку – шнековый измельчитель мусора, который еще не доезжая до свалки проводит первичную переработку отходов.
Правда, такой мусоровоз, пока готов перевозить и перерабатывать только органические отходы, и для этого инженеры компании разработали специальную конструкцию грузового отсека автомобиля, сделав его, по сути, герметичным, ведь органический мусор при перемалывании выделает много жидкостей.
И в настоящее время все специалисты предрекают такому мусоровозу большое будущее. Так что вполне вероятно, в ближайшие годы мы сможем стать свидетелями появления совершенно новых коммунальных машин – мясорубок на колесах, которые будут экологичными, очень вместительными, и смогут помогать свалкам в их непростом деле утилизации отходов.