Киевская компания «Скай Рент» является владельцем обширного парка строительных подъемников разных типов, предоставляя услуги по аренде подъемной техники на территории всей Украины. Мы встретились с ее харизматичным руководителем, Александром Базилевским, дабы обсудить с ним особенности и проблемы рынка подъемной техники Украины, узнать мнение, нуждается ли рынок аренды спецтехники в рекламе и «выведать секреты», как выжить компании в условиях экономического кризиса.
С чего начался Ваш бизнес?
Изначально у моего отца была компания «Укртеплоэнергомонтаж», которая, начиная с 2002 года, работала на рынке технологических трубопроводов и монтажа промышленного оборудования, в том числе систем автоматического пожаротушения. И в процессе выполнения этих работ появилась необходимость поднимать людей на высоту, так как около 50% таких работ выполняется именно на высоте. Ему понадобились специальные подъемники.
Но это был 2005 год, и на тот момент на всей территории Украины было не более 20 единиц таких самоходных специализированных подъемников. Именно тогда компания отца и купила для себя несколько подъемников исключительно для выполнения целевых работ. Неожиданно в процессе выполнения этих работ, компании-конкуренты и компании, которые занимались другими видами деятельности с нами на одном строительном объекте, начали интересоваться этой подъемной техникой. Установка систем вентиляции, прокладывание электропроводки, фасадные и облицовочные работы – выполнение всех этих действий тоже требовало использования подъемников.
Сотрудники этих компаний стали просить у нас взять в аренду такую редкую на то время, но нужную им технику. Они согласны были работать на ней даже ночью! Разумеется, мы шли навстречу своим коллегам и очень скоро поняли, что Украина нуждается в такой подъемной технике. То есть, довольно скоро к нам пришло осознание, что аренда подъемников могла бы стать источником дохода. Это и явилось тем переломным моментом, когда идея о создании компании, специализирующейся на аренде подъемной техники, сформировалась окончательно.
Сколько подъемников насчитывает ваш парк техники сейчас?
На данный момент у нас их более 40. На 80% наш бизнес - это аренда подъемной техники. Но с недавних пор мы стали заниматься продажей новых и б/у автогидроподъемников производства «Palfinger».
Фото подъемника Palfinger P300KS с рабочей высотой 30 м и грузоподъемностью корзины 350 кг.
На сегодняшний день мы являемся на территории Украины дилерами с эксклюзивными правами на продажу этих машин.Учитывая немалую стоимость автовышек Palfinger, при продаже мы всегда придерживаемся цен продажи, рекомендованных заводом-производителем для нашей страны.
В каком, по Вашему мнению, состоянии сейчас находится украинский строительный рынок?
Поскольку строительный рынок нашей страны зависит, в первую очередь, от инвестиций, то сейчас можно сказать, что он на дне.
То есть на Ваш взгляд это уже не состояние стагнации, а именно его обвал?
На мой взгляд, строительный рынок упал еще в 2008 году и на те объемы, которые он имел до мирового финансового кризиса, больше не поднимался. До последних событий в Украине наблюдался небольшой рост. Это была плохая, но все же стабильность. «Устаканились» какие-то мировые финансовые процессы, и в Украине тоже наблюдалась тенденция к устойчивости. На мой взгляд, стабильность – это то, в чем больше всего нуждается строительный рынок нашей страны. Сейчас этот рынок упал даже ниже той плохой стабильности, которая была, и все находятся в ожидании, что будет дальше.
Что может стать сигналом для участников строительного рынка, о том, что бизнес начинает подниматься?
В первую очередь, это приток в страну иностранного капитала , или же капитала состоятельных украинцев. Потому как ни для кого не секрет, украинский капитал, заработанный здесь, спустя время тоже становится иностранным.
Насколько изменились цены на услуги аренды, оказываемые Вашей компанией в 2014 году? Поднялись ли они в связи с ростом курса валюты и общей инфляцией в стране?
Нет. Более того, подобная ситуация прослеживается сейчас у всех владельцев спецтехники в Украине. На мой взгляд, причиной тому является жесткая конкурентная борьба. В погоне за «желанным», редким в это экономически сложное время, клиентом, арендные компании элементарно демпингуют цены. Клиент это замечает и начинает сталкивать лбами компании, конкурирующие друг с другом. Доходит до абсурда - иногда результат этого снижения таков, что цена услуг аренды спецтехники становится ниже себестоимости самих услуг. Но, проблема заключается в том, что закупка техники, запасных частей и смазочных материалов происходит в валюте, а «гривневый» доход остается все тем же. Я бы назвал это выдавливанием компаниями-арендодателями друг друга с арендного рынка.
Как Вам кажется, что будет со строительной отраслью в 2015 году?
Я думаю, мы будем наблюдать все тот же процесс «лежания рынка на дне» и вряд ли станет легче. Если нынешние события в Украине в корне не изменятся, и все также не будет наблюдаться прихода иностранного капитала, на рынке аренды спецтехники будут выживать лишь те игроки строительного рынка, которые будут «осваивать» деньги людей, пришедших сейчас к власти. Сейчас эти люди – чуть ли не единственные источники, которые «выкидывают» на рынок финансирование. На данный момент наблюдается оживление на тех строительных участках и проектах, заказчиками и владельцами которых неформально являются люди с верхов. Нужно понимать, что в Украине за каждой стройкой всегда стоит какая-то личность. На фоне этого видно некоторое оживление. Но будет ли оно долгосрочным, сложно сказать.
Я периодически встречаюсь с Вашими коллегами, владельцами спецтехники, и как ни странно, слышу высказывания, которые, быть может, имеют под собой логическое обоснование, но которые в 21 веке с развитием интернета и технологий звучат несколько необычно. Они утверждают, что их компании не нуждаются в рекламе. И объясняют это особенностью строительного рынка Украины и работой на нем принципа исключительно «сарафанного радио». Что Вы думаете на этот счет?
Вы знаете, в 2005-2006 годах, когда наша компания только вышла на рынок с подъемной техникой, мы действительно в рекламе не нуждались. Тогда достаточно было предложить основным игрокам строительного рынка имеющиеся в наличии подъемники и информация об этих «луноходах», как их тогда называли строители, быстро распространялась среди их подрядчиков посредством «сарафанного радио».
Однако, сейчас любой владелец спецтехники, думающий не о сиюминутной прибыли, а о развитии своей компании, должен понимать, что настала пора использовать разные механизмы привлечения потенциальных клиентов. Эти механизмы тем более нужны, так как с каждым годом конкуренция на рынке аренды спецтехники растет все сильнее и рассчитывать на «сарафанное радио» сегодня в Украине уже не стоит. В рекламу вкладываться нужно. Поэтому я не согласен с высказываниями своих коллег о том, что украинский строительный бизнес в рекламе не нуждается.
Как в Украине в строительной сфере обстоит дело со стандартами безопасности труда? Ведь на сегодняшний день наша страна декларирует свое стремление к европейским и западным стандартам.
Мы не всегда считаем правильными европейские стандарты, но мы их любим. И любим по причине того, что эти принципы – это, в первую очередь, хороший сервис. Однако, хороший сервис стоит денег. А украинцы сервис любят, но не любят за него платить. Так вот реклама, в том числе, призвана убеждать таких людей, что хороший сервис – это безопасность и в конечном итоге экономия. И за это СТОИТ платить.
Расскажу вам один из примеров нашей, еще «совдеповской», психологии. Представим, идет строительство торгового центра. У прораба в подчинении находится рабочая бригада, состоящая из 50 человек.
Так вот часто люди, к которым ты приходишь с предложением аренды подъемника, своих работников называют не иначе как «обезьянами». На предложение использовать в работе удобный и универсальный подъемник, который может сэкономить массу времени и усилий, он заявляет мне, что лучше привяжет одну из таких «обезьян» веревками и она там, на высоте 8 метров, будет болтаться и выполнять свою работу. Даже мои пояснения об опасности подобной практики зачастую ничего не меняют. Все это, на мой взгляд, отголоски «совдеповского» мышления, при котором попытки к удешевлению стоимости строительства фактически приводят к его удорожанию. Это прозвучит курьезно, но иногда я сталкиваюсь с такими вещами, когда управленцы стройплощадок даже не знают о существовании спецтехники, используемой на Западе и в Европе уже несколько десятков лет. И это при том, что в Украине сейчас насчитывается около 500 единиц подъемников.
Какие Вы и Ваша компания задействуете механизмы, чтобы привлекать потенциальных клиентов и выигрывать в конкурентной борьбе?
Во-первых, мы работаем с заказами любой длительности. Также, готовы выполнить просьбы клиента в ущерб своему свободному времени и отдыху, например, привезти технику на объект до начала рабочего дня или в выходные дни, чтобы в понедельник утром монтажники приступили к работе. То есть, если у нашего клиента есть особые потребности, то мы будет работать столько и таким образом, чтобы полностью их удовлетворить.
К примеру, у нас есть постоянные клиенты – люди, занимающиеся киносьемками.
Их потребности бывают действительно особыми: даже позвонив в пол - третьего ночи и сообщив, что через 2 часа нужен подъемник в аренду, они знают, что мы всегда найдем способ оперативно доставить технику в определенное место. Кстати, хочу упомянуть, что подобной оперативностью мы частично обязаны нашим хорошим партнерам – киевской компании «Экспресс Т», работающей круглосуточно и помогающей доставлять наши подъемники в максимально сжатые сроки по Киеву и Киевской области.
Давайте поговорим на щепетильную тему – о, так называемых, «откатах» в строительной сфере.
О, по этому принципу в нашей стране работают, наверное, почти все игроки строительного бизнеса.
А как лично Вы относитесь к этой практике?
Плохо. Это крайне неприятно, ведь дающий откат осознает, что он помогает неким сотрудникам на других фирмах, по сути, обворовывать их хозяев. Я сам, являясь таким хозяином, автоматически экстраполирую эту практику на себя, и понимаю, что я не хотел бы быть обманутым своим сотрудником. К тому же, любой владелец бизнеса, который ведет постоянные расходы, на каком-то этапе начинает расходовать некоторое время и усилия, дабы контролировать своих подчиненных на предмет завышения стоимости закупок. Эта непродуктивная трата времени не приносит фирме прибыль. Напротив, она может ее разрушить. И тогда пострадают уже все – и владелец, и все сотрудники, оставшиеся без работы. К тому же такой подход в корне подрывает доверие игроков строительного бизнеса друг к другу.
По какому принципу Вы отбираете свой персонал? Есть ли у Вас какие-то свои, базовые принципы?
Есть. Прежде всего, я внимательно читаю резюме. И первое, на что я обращу внимание – это фотография. Уж извините, но лицо соискателя не должно у меня вызывать отторжения. Затем я постараюсь оценить умения, способности и опыт претендента. Но тут существует нюанс, выведенный мною исходя из многолетнего опыта. Чем больше в резюме написано о претенденте в превосходной форме, тем больше я начинаю сомневаться в реальных способностях человека. Ибо, тот, кто много говорит, мало делает. Несколько раз я обжегся на таких сотрудниках: человек, пришедший ко мне на собеседование и «певший соловьем» о том, что он все умеет и ему все под силу, на деле оказывался непрофессионалом, или того хуже – вором.
Поэтому сейчас я пересмотрел принципы отбора персонала, и прежде всего, обращаю внимание на то, чтобы человек был просто адекватным, а уже потом проверяю его способности.
Вы сдаете в аренду подъемники со своими операторами?
Нет, управление подъемником – операция достаточно простая, и, по большей части, наши заказчики справляются собственными силами. Однако, в случае необходимости, разумеется, мы можем предоставить и специально обученного оператора. По сути, отсутствие сегодня в штате нашей компании операторов является оптимизацией финансовых затрат предприятия. К такому выводу мы пришли еще во времена кризиса 2008 года, когда мы не всегда могли обеспечить своих операторов постоянной работой, однако в силу собственных убеждений исправно платили им зарплату. Еще с тех времен было принято решение, что «сухая аренда» для нас – это оптимальный выход.
Но всегда ли сданной Вами техникой от лица заказчика управляют специально обученные операторы?
Это отдельная тема для беседы. В цивилизованных странах любой человек, попавший на платформу подъемника, должен иметь специальную квалификацию и право на управление техникой, подтвержденное документально. В нашей стране, тоже есть организации, обучающие таких работников и выдающие по окончанию учебы специальные удостоверения. Однако, дело это хлопотное: работника нужно посылать на курсы, отвлекать его от рабочего процесса, да к тому же оплачивать учебу. Я уже описывал отношение некоторых руководителей стройплощадок к своим подчиненным, так что, поверьте, это случается нечасто.
Но не страдают ли Ваши подъемники от подобного, не всегда профессионального, использования?
Это большой минус нашей деятельности. К сожалению, наш человек пока еще не умеет уважать чужое имущество. Случаются такие курьезные истории, когда техника, будучи оранжевого цвета, от заказчика возвращается синей. Со своей стороны, мы всегда пытаемся минимизировать наши потери путем четкого разъяснения заказчику правил обращения с подъемной техникой.
Насколько я понимаю, обслуживаете вы свои подъемники исключительно собственными силами?
Аренда спецтехники предполагает определенную мобильность, поэтому нам просто необходимы собственные механики, которые могут в любой момент выехать на стройплощадку и провести ремонт и обслуживание. Так, если наша техника требует вмешательства и находится в Киевской области, наш механик окажется на месте не позже, чем через 3 часа. По Киеву это время не превышает одного часа. Вообще, наших механиков мы бережем и ценим, ибо сейчас в стране реально ощущается недостаток таких высококвалифицированных специалистов.
Планируете ли Вы в условиях экономической нестабильности на чем-то экономить? И если да, то на чем?
Наша компания занимает определенную нишу. Мы, так сказать, «игрок средней руки». За счет того, что мы мобильны и наш штат персонала не раздут, а унифицирован, мы можем дольше продержаться в условиях кризиса на плаву. Большинство сотрудников, которые у нас сейчас работают, это люди, которые с нами с самого начала. Мы – семья, работающая над общим делом. И, поверьте, бывали ситуации, при которой и я переодевался в рабочую робу и чинил вышедший из строя подъемник.
В отношении же экономии, скажу только, что в 2015 году мы не планируем приобретать новую технику. Так вышло, что как раз накануне вступления Украины в тяжелый период мы обновили свой парк, накопили базу запасных частей и смазочных материалов. Больше мы ни на чем пока экономить не планируем, ибо компания, слава Богу,на рынке не выживает, а стабильно работает.