Введение
Любой специалист в области спецтехники скажет, что основными статьями расхода в его бизнесе является топливо и шины для техники на колесной базе. К сожалению, на цену топлива мы с вами повлиять никак не можем, а вот правильный выбор шин – это способ существенно снизить расходы и увеличить время безотказной работы машины. К тому же если изначально вы обуете своего «коня» в неправильные шины, это существенно увеличит расход потребляемого им топлива. Цену такой ошибки просчитать несложно: «неправильные» шины увеличивают расход топлива примерно на 3%. Теперь умножьте эту цифру на часы работы техники и стоимость литра дизтоплива, и вы получите сумму, утекающих сквозь ваши пальцы денег.
Только потому, что все шины черные и круглые, это не означает, что все они одинаковы. Именно различиям шин и будет посвящена данная статья.
Шины строительной техники подвергаются нагрузкам, в разы превышающим нагрузки обыкновенной автомобильной техники. Это обусловлено тяжелыми условиями работы и, разумеется, весом самой спецтехники. И значит, совершенно закономерно, что в подобных обстоятельствах сроки эксплуатации таких шин в несколько раз меньше.
Однако, как это ни удивительно, некоторые специалисты в кавычках умудряются сделать его еще меньшим, подбирая для своей техники неправильную «обувь». Руководствуясь только такими качествами шин, как их прочность, сцепление с грунтом и износостойкость, ни в коем случае нельзя забывать, что одним из базовых факторов являются те условия работы, в которых машину планируется эксплуатировать. Ибо, условия стройплощадки в городе и условия карьерных работ совершенно различны. К тому же важен сезон использования шин, температурная нагрузка и скоростные режимы, которым они будут подвергаться.
Важным является и верный подбор размера шин. Ведь если вы установите на спецтехнику шины с шириной профиля, больше, чем указал ее производитель, вы опять таки увеличите расход топлива и получите технику, которой труднее управлять. А шины с меньшей шириной профиля делают технику опасной, ибо на ее вес будет приходиться меньшая площадь сцепления с поверхностью.
Конструкция шины
Первоначально, пожалуй, стоит уяснить, что все шины состоят из каркаса, нескольких слоев брекера, протектора, борта и боковой части.
Здесь на фото: 1 и 2 – это слои брекера, 3 – каркас, 4 и 5 – это борт колеса. Сверху на шине виден протектор, а сбоку колесо защищают боковины, выполненные из эластичной резины.
Конечно, простые автомобильные шины и шины для спецтехники имеют различия, но основное их строение одинаково.
Каркас является в шине тем силовым элементом, который в первую очередь держит давление шины изнутри и принимает на себя основную внешнюю нагрузку. Он состоит из некоторого количества слоев корда, включающего в себя нейлоновые или металлические нити.
Между каркасом и протектором расположены слои брекера, которые удерживают и усиливают протектор, а также снижают нагрузку на каркас. Чем больше в шине слоев брекера, тем равномернее сцепление колеса с поверхностью дороги, а это означает безопасность управления и износостойкость шин.
Протектор – это прочный толстый слой резины со специальными бороздками различного рисунка, называемые ламелями.
Боковины шины защищают ее боковые части от ударов и проколов, смягчают нагрузку на каркас и изгибаются без образования трещин.
Итак, если мы уже разобрались с конструкцией шины, стоит перейти к их видам.
Виды шин. Их особенности и специфика использования на определенной спецтехнике.
Шины для строительной техники бывают таких видов:
- Пневматические шины.
Такие шины имеют внутри себя полость, заполненную воздухом под давлением. Они бывают камерными, где воздух закачивается в специальную камеру, и бескамерными, где воздушная полость – это пространство между покрышкой и ободом колеса.
Камерные пневматические шины обозначаются буквами ТТ или Т/Т и в свою очередь тоже бывают двух видов – диагональные и радиальные.
Здесь на рисунке: 1 – обод колеса, 2 – воздушная камера, 3 – покрышка.
Достоинства: высокие амортизационные качества, что немаловажно при осуществлении перевозок «хрупких» грузов. Такие шины прочны и меньше повреждают грунт.
Недостатки: самым главным недостатком является то, что такие шины при проколе быстро теряют закачанный воздух и сдуваются. Если это происходит при движении, машина становится неуправляемой и на ней легко попасть в аварию. На такой шине практически невозможно доехать до сервиса. Также при нагрузках они нагреваются, а на замену такой шины уходит уйма времени.
Вывод: такие шины подходят для спецтехники, работающей в условиях ровного рельефа, без вкраплений острых камней и режущих кромок, способных проколоть пневматическую камерную шину.
Бескамерные пневматические шины обозначаются литерами TL или Т/L.
Строение бескамерной пневматической шины.
Достоинства: эластичны, ибо их производят из смеси резин. Не боятся перепадов температур. За счет специального герметизирующего слоя обеспечивают выход закачанного воздуха исключительно в месте прокола. Благодаря этому при повреждении шины воздух выходит медленнее и техника может успеть доехать до сервиса или стоянки.
Недостатки: как ни крути, такие шины легко прокалываются, теряют воздух и делают технику неуправляемой, а значит опасной. Единственная разница с камерной пневматической шиной – это скорость выхода воздуха из шины.
Вывод: для спецтехники предпочтительнее все же использовать именно бескамерные пневматические шины. Однако и их стоит эксплуатировать только в условиях ровного рельефа, дабы уберечься от проколов.
В отношении пневматических шин нужно уделить особое внимание давлению в них.
Повышенное давление в шинах увеличивает напряжение в каркасе, тем самым снижая способности шин выдерживать внешние удары и нагрузки, а также уменьшает сцепление колес с дорогой.
Низкое давление приводит к нагреванию шины, они быстро изнашиваются и увеличивают расход топлива. А сильное падение давления может привести к излому каркаса.
Поэтому давление в шинах спецтехники следует постоянно измерять и варьировать его в зависимости от планируемой нагрузки. Специалисты рекомендуют подкачивать шины, если планируется большая загрузка техники, а после разгрузки машины снижать давление до рекомендованной производителем нормы.
Процесс измерения давления в шине карьерной техники.
- Цельнолитые шины
Такие шины отличаются от пневматических тем, что у них присутствует специальный слой, усиленный стальными нитями и позволяющий шине крепиться прямо на ободе. Такие шины получили в народе множество названий: от сплошной шины до шины суперэластик, и считаются видом шин, стойким к проколам.
Строение цельнолитой шины.
Достоинства: не боятся проколов. В них не нужно постоянно измерять рабочее давление. Очень износостойкие. И неожиданный вариант – такие шины бывают совершенно белого цвета, без добавления в покрышку сажи. Подобный вариант может потребоваться в случае, если от спецтехники ожидают соблюдения особенных санитарных норм на месте проведения работ.
Недостатки: такие шины довольно грубы, больше повреждают грунт и имеют низкие амортизационные качества. Так что на них оператор машины прочувствует каждый ухаб и выбоину на дороге и стройплощадке. Самое неприятное – для монтажа таких шин требуется специальное оборудование. Поэтому вам придется либо на него раскошелиться, либо обращаться за услугами к профессионалам.
Вывод: Если вы готовы пожертвовать комфортом и деньгами ради безопасности и надежности, то это прекрасный выбор шин. Они подойдут для работы на стройплощадках, где можно наехать на острые камни и предметы, не боясь остановиться из-за прокола колеса.
- Бандажные шины
Бандажные шины, это, пожалуй, самые простые по конструкции шины. Они, по сути, состоят только из металлического кольца, называемого бандажом, и наваренного на него протектора. Это самый «благородный» вид шин из всех существующих, ибо их протектор делают исключительно из натурального каучука, что, как вы понимаете, делает их крайне дорогими. Однако, при этом они считаются одними из самых надежных шин, обеспечивающих безопасность и длительность эксплуатации.
Белая бандажная шина.
Достоинства: отличаются большой грузоподъёмностью и устойчивостью. Не перегреваются и не повреждаются при совершении техникой частых маневров. Невелики в своих габаритах и этим становятся удобны для использования на складской и портовой технике, в условиях ограниченного пространства. Не боятся проколов, порезов и вообще агрессивных сред. Выпускаются зеленых и серых цветов, что необходимо при работе, где на поверхностях нельзя оставлять черные следы, к примеру, на полах производств или складов.
Недостатки: в первую очередь – дороговизна. Во-вторых, их амортизирующие качества еще хуже, чем в цельнолитых шинах. Также требуют специального оборудования для монтажа. Таким образом, выходит, что подобные шины – надежны, но высокозатратны.
Вывод: шины очень хороши, но не каждому по карману.
Виды протекторов шин. Условия их правильного выбора.
Вид протекторов на шине, которую вы хотите установить на свою спецтехнику, имеют не меньшее значение, нежели конструкция шины.
Существуют такие виды рисунка протектора:
- «елка»;
- «шашка»;
- «клюшка»;
- «дорожки»;
- «гладкая».
Но каждый из них сегодня имеет массу вариантов. В итоге создается ощущение, будто рисунков протекторов существует сотня видов. На самом же деле нужно просто понять, к какому виду относится каждый из них, и использовать в зависимости от условий эксплуатации техники.
Где стоит использовать:
- протектор типа «елка» является самым стандартным, его используют, по большей части, на ведущих колесах и желательно только на мягких грунтах. Такой рисунок протектора хорошо использовать на машинах, работающих в сельской местности и в лесных хозяйствах.
- протектор «клюшка» - это самые универсальные шины, которые стоит эксплуатировать в условиях городского строительства. Они износостойкие, не боятся перегрева, обеспечивают хорошее сцепление с поверхностью. Неплохо себя зарекомендовали на заснеженных и обледеневших дорогах.
- рисунок протектора «шашка» подходит для эксплуатации техники в тяжелых условиях, это самый усиленный протектор – его используют в карьерных работах и на агрессивных грунтах. У них укрепленные боковины и повышенная слойность брекера.
- рисунок «дорожки» стоит использовать исключительно на прицепных частях спецтехники. Такой протектор позволяет прицепам «не вилять» и быть стабильными, то есть плотно удерживает технику на дороге.
- протектор типа «гладкий» встречается крайне редко. По большей части его используют на технике, работающей на самых низких скоростях, к примеру, на катках.
Отдельно стоит остановиться на таких двух видах протектора, как шипованные и фрикционные, ожесточенные споры о которых ведутся на просторах интернета. Данные виды протектора являются сезонными, и используются только в холодное время года.
- Шипованные шины судя из названия, оснащены специальными шипами. Используются в зимний период для лучшего сцепления колес с заледеневшей поверхностью дороги.
Фото шипованной шины.
Достоинства: хороши для неопытных водителей. Прекрасно справляются с эксплуатацией на дорогах и грунтах, покрытых ледяной коркой.
Недостатки: стоит понимать, что такие шины хороши именно для льда (в том числе под слоем снежной каши) и для мокрого асфальта, но они не особо годятся для езды по снегу. Их обязательно нужно «обкатать», наездив не меньше 400-500 километров, при этом во время «обкатки» избегать резких торможений и маневров.
Вывод: зависит от условий эксплуатации. Нужно четко понимать, в каких погодных обстоятельствах будет работать спецтехника.
- Фрикционные шины. Этот тип резины также является зимним, но он предназначен для эксплуатации техники в условиях заснеженности, а не льда. Имеет глубокий рисунок протектора, придает технике устойчивость и хорошее сцепление колес с дорогой.
Фото фрикционной шины.
Достоинства: являются самым тихим видом шин. Их можно устанавливать на спецтехнику уже в конце осени и в середине весны, когда еще/уже нет снега и льда, но погода демонстрирует изменчивость.
Недостатки: нужно быть особо осторожным, если ваша машина попадет на участки льда или плотно утрамбованного снега – такие шины с ним справляются плохо.
Разумеется, данное описание видов протекторов шин является несколько условным, ибо в наше время часто встречаются шины со смешанным рисунком, и правильный их выбор заключается в умелом смешении. То есть вам стоит учитывать условия эксплуатации техники, и в зависимости от них выбирать нужную «смесь».