Казалось бы, строительная машина – это не шоколадный батончик из супермаркета и под полой пиджака ее не утаить, а между тем именно эта большая техника становятся лакомой добычей для воров и мошенников не только в Украине, но и во всем мире.
Проблема краж строительной техники в нашей стране обостряется с каждым годом. Сейчас, пожалуй, уже и не встретишь владельца, который бы не сталкивался если не с воровством техники, то хотя бы с его попыткой. Одним словом, кажется, пора всем объединиться, помочь друг другу разумным советом и остановить эту волну угонов.
Почему это происходит?
Ответ прост. Для преступников выгода от свершенного преступления превышает риск. Строительную технику часто не оборудуют сигнализацией, за ней не следят должным образом и бросают под открытым небом, совершенно не заботясь об охране. При этом стоимость такой машины – десятки и сотни тысяч долларов. Строительную технику нелегко спрятать, но зато ее можно разобрать на дорогостоящие запчасти. То есть, как ни крути, но для преступника кража спецтехники - это небольшой риск и большие дивиденды.
К сожалению, статистики краж строительной техники в Украине не существует. На сегодняшний день украинскому владельцу, у которого «злой цыган увел стального коня», практически не к кому обращаться за помощью. Конечно, есть правоохранительные органы, но все мы наслышаны об их «жгучем желании» заниматься подобными делами. К тому же мошенники на сегодняшний день придумали столько хитроумных способов, дабы обвести милицию вокруг пальца, что надеяться на стражей порядка нам пока не приходится.
Могу лишь привести ужасающую статистику других стран. Стран, в которых, между прочим, и правоохранительные органы работают усерднее, и общий уровень социальной обеспеченности населения выше, но и это их не спасает.
Во-первых, стоит отметить, что чаще всего крадут технику, которая либо может свободно передвигаться сама, либо имеет относительно компактные размеры. Особой популярностью у воров пользуются экскаваторы и компактные погрузчики (26%), самосвалы и грузовики (36%), вилочные погрузчики (14%) и компрессоры (11%).
Ежегодно в США крадут строительной техники на сумму более миллиарда долларов! И лишь 10 % из них находят и возвращают владельцам. Более чем на 1 миллион евро пропадает строительной техники еженедельно в Великобритании.
Вам кажется, что большинство подобных краж – это разовые акции воров-одиночек? Вы ошибаетесь, этим бизнесом промышляют целые банды, преступные картели, ворующие технику под заказ и нелегально вывозящие ее в контейнерах в страны Европы, Африки, на Ближний Восток и в Южную Америку, где она пользуется бешеной популярностью. Стоимость одной единицы такой техники при продаже перекроет стоимость нескольких дорогих легковых авто, и значит, зачем рисковать, угоняя десяток маленьких машин, если можно украсть одну, но большую и сразу получить за нее немалый куш.
Разумеется, в каждой стране эта проблема имеет свои национальные и законодательные особенности. К примеру, в США строительная спецтехника не подлежит регистрации в госструктурах (упрощенное ведение бизнеса), и значит, по сути, не имеет своей государственной идентификации. Обнаружив кражу, владельцам сначала стоит немалых усилий описать ее в полиции, назвав, например, 17-значный серийный номер, а затем доказать, что она твоя в случае невиданной удачи, если ее найдут.
Хвала Богу, в Украине подобной проблемы не существует. У нас есть свой государственный орган – Інспекція державного технічного огляду, который ведет учет техники, проводит ее плановый технический осмотр, экспертизы, и выдает тех.паспорта. И значит, каждая единица техники состоит на учете, имеет свой регистрационный номер, то есть ее можно идентифицировать.
Но, в Украине «живет» своя, национальная особенность, помогающая преступным элементам заниматься своим ремеслом – это наша безалаберность и жадность. То, что мы подчас называем упрощением трудового процесса, на деле выявляется элементарной ленью, а наша мнимая экономность в большинстве случаев оборачивается еще большими потерями. Впрочем, на этих украинских особенностях ведения бизнеса мы остановимся чуть позже, по возможности попытавшись их понять и найти разумный выход.
Так почему же большие строительные машины так легко украсть?
Строительная техника может стать легкой добычей для воров по целому ряду причин. Вдумайтесь, даже если вы владеете личным автомобилем, стоимость которого 10000 долларов, бросите ли вы его открытым, не оснащенным сигнализацией где-нибудь без присмотра в пустынном, заброшенном месте? Но именно так часто поступают со строительной техникой, которая стоит в разы дороже легковушки.
Дадите ли вы незнакомому, непроверенному человеку свой автомобиль во временное пользование, даже не удосужившись узнать, является ли этот человек надежным, честным и аккуратным? Но именно по такому непонятному принципу подчас отбирается персонал для работы на строительной площадке. То есть мы будем беречь свой мобильный телефон, свой зонтик, свою машину, не доверяя их в руки незнакомцев, но в дорогущий экскаватор с легкостью посадим полузнакомого человека, надеясь не только на то, что с нашей техникой ничего не случиться, но и на то, что этот незнакомец заработает нам денег.
Я не зря использую аналогию с личным автомобилем, дабы наглядно показать, что именно наша беспечность и безалаберность в отношении строительной техники часто и приводит к печальным последствиям. А между тем, по статистике угнанные автомобили находят примерно в 50 % случаев, тогда как строительную технику – только в 10.
Согласитесь, на первый взгляд столь большая разница в раскрываемости, по сути одинаковых преступлений изумляет. Как может быть, что небольшой автомобиль неприметного цвета легче найти, чем большой, ярко-желтый экскаватор? На деле же этому есть простое и логичное пояснение. В первую очередь, это время между фактом самой кражей и ее обнаружением.
Чаще всего, об угоне автомобиля становится известно в первые часы, а иногда и минуты. А кражу строительной техники часто обнаруживают на следующее утро или в понедельник утром, после того, как она была брошена, стоящей Бог знает где, на все выходные. Другой вариант – иногда владельцы большого парка техники одновременно ведут работы на нескольких строительных площадках, контролируют технику из рук вон плохо, и об исчезновении одной единицы могут узнать спустя дни.
За этот временной промежуток следы кражи окончательно остывают, милиции не за что ухватиться, а злодей получает большую фору. Иногда владелец еще и не заявил о краже в правоохранительные органы, а преступник уже, состряпав липовые документы, ее и продал.
Как им это удается?
Мы сами позволяем. Вернемся к нашим национальным особенностям.
Мы постоянно видим, как строительную технику бросают без надлежащего присмотра прямо у обочины дороги, посреди поля или на улице. Без заграждений, специального освещения, запоров и охраны, она, беззащитная, словно манит воров – я брошена, укради меня. А если в ней еще и оставлены ключи зажигания, ничего удивительного, что воры считают такую технику легкой добычей.
«Я оставил ключи под ковриком. Кому эта железяка нужна?» - вот типичная фраза многих нерадивых работников. Да, этими словами они дают владельцу четкий посыл: мне на твою технику наплевать. Но вы то ею, как хозяин, точно дорожите, и значит никогда не позволяйте так поступать своим подчиненным. Впрочем, сотрудник, который подобным образом относится к строительной машине, вряд ли является и надежным, знающим профессионалом. Такое разгильдяйское отношение к предметам труда и своим прямым обязанностям очень сильно характеризует человека. Однако, я знаю, что многие руководители не обращают на такие «мелочи» внимания, считая их несущественными. И только когда случается беда вдруг понимают, что упустили нечто важное. Вот тут мы вплотную подошли к самому острому и болезненному вопросу – подбору кадров.
В последнее время все большее количество краж строительной техники стало происходить с участием сотрудников самого предприятия. Возможная большая прибыль кружит головы и охранникам, и менеджерам и операторам, и они рискуют. Владельцу же, наверное, больнее вдвойне осознавать, что в краже техники оказался замешан его сотрудник, человек, которому он, быть может, пожимал руку, платил зарплату и по какой-то причине доверял.
Вот именно, давайте вдумаемся, имеем ли мы веские основания доверять людям, которых часто берем на работу? Быть может все это сейчас прозвучит довольно жестко, но, увы, честно.
Некоторые руководители и владельцы техники подчас странно относятся к подбору персонала, априори воспринимая операторов техники, водителей, охранников и офисных работников людьми второсортными. Им кажется, что безработица в Украине огромная и по улицам бродят толпы неустроенных профессионалов, готовых работать за сущие гроши. Достаточно поманить пальцем, пообещав небольшую зарплату, как образуется очередь на существующую вакансию – только успевай отбиваться.
В итоге происходит такая картина: к владельцу предприятия приходит потенциальный соискатель, готовый работать за небольшие деньги. У него нет рекомендаций, резюме и никаких гарантий. Его историю с предыдущих мест работы никто не изучает, но он готов приступить к труду прямо сейчас. А у руководителя, как обычно, «горят сроки», некогда рассусоливать и этот неизвестный человек вдруг в одночасье становится членом коллектива.
Новичку доверяют дорогостоящую технику и большие заказы, ключи от кабинетов и складов, он знает распорядок фирмы и привычки коллег. Но, давайте зададимся опять вопросом: доверили бы мы такому незнакомому человеку свой личный авто? Или ключи от квартиры? Но тогда в надежде на что ему доверяют дорогой погрузчик или новенький компрессор?
При этом часто такие руководители экономят на зарплатах сотрудников, не вникают в проблемы коллектива, относятся к работникам как к дешевой тягловой силе, готовой якобы работать задарма в любое время дня и ночи. Неужели можно представить, что слыша постоянную присказку в свой адрес «таких как ты я найду еще с десяток!», работники будут преданы интересам предприятия, честны и никогда не покусятся на чужие блага?
Одним словом, все закономерно и имеет свои последствия. Если мы взяли на работу человека с сомнительным прошлым, предоставив ему в пользование дорогие предметы труда, дали свободу действий и доступ к материальным средствам, при этом относясь как к «рабочей скотине», вполне ожидаемо, что этот человек, поддавшись искушению, нас «накажет». И способов для этого он тоже найдет массу. От сливания дизтоплива до кражи запчастей, наличности, и, в конце концов, дорогостоящей строительной техники.
В этой ситуации выход только один: быть бдительными. Не полагаться на сомнительные заверения в честности неизвестного человека и удостоверяться во всем самим. Не лениться – потерянное сейчас время может сохранить средства и усилия в будущем. А равнодушие и доверчивость всегда оборачиваются против нас. Не стоит экономить на профессионалах и добросовестных сотрудниках – когда человек ощущает себя должным образом оцененным, он и работает иначе, с огоньком, азартом и самоотдачей. И значит прибыли принесет больше. Впрочем, говоря о персонале, ценность сотрудника не всегда нужно подтверждать именно денежным эквивалентом. Часто простые человеческие качества: похвала, понимание и поддержка с лихвой заменят 13- е зарплаты и премии. В первую очередь, стоит всегда оставаться людьми.
Как защитить строительную технику от краж?
Вот некоторые простые и относительно низкие по стоимости шаги, которые можно предпринять:
1. На самую дорогую строительную и дорожную технику установите GPS. Так вы сможете знать, где находятся ваши машины в любую минуту дня и ночи.
2. Некоторые производители, такие как, например Caterpillar, сейчас оборудуют технику системой зажигания с чипом и уникальным цифровым идентификатором-паролем. При попытке включении двигателя без этого ключа, машина просто не заведется.
3. Возможен вариант с выжиганием названия предприятия или любых других особенных знаков на кабине, шасси, крупных частях техники. Это сделает технику очень «заметной» и осложнит процесс ее нелегального сбыта.
4. Проверяйте истории с предыдущих мест работ всех потенциальных сотрудников.
5. Знайте и контролируйте, какой сотрудник и за что конкретно отвечает.
6. Уведомляйте работников, что в вашем предприятии ведется серьезный учет материалов и техники. Люди должны осознавать, что ваша фирма – не место хаоса и беспорядка, а у них нет шанса вас обворовывать.
7. Требуйте от менеджеров контроля за выполнением проводимых работ. Хороший менеджер не станет весь день просиживать штаны в офисе, а лично будет убеждаться, не происходит ли за его спиной каких-то махинаций. Внезапные визиты на место проведения работ иногда могут стать хорошей профилактикой предотвращения краж.
8. Стимулируйте на предприятии честность и порядочность. Только честное руководство может ожидать от своих подчиненных ответной честности.
9. Устанавливайте на строительных площадках системы видеонаблюдения – такое вложение может сэкономить массу средств. В данном случае вовсе не обязательно закупать дорогостоящее оборудование, иногда достаточно двух небольших видеокамер.
10. Не бросайте свою строительную технику где придется. Наилучший вариант – это найти охраняемую стоянку или выставить свою охрану. Но, в некоторых случаях, безопасность стоянки техники трудно обеспечить. Например, на шоссе, где место строительных работ изо дня в день перемещается. Но даже в этих случаях, существует множество простых мер, которые стоит предпринять. Если вор видит, что ваше место стоянки хорошо защищено, он, скорее всего, пойдет искать более легкую цель. Если обстоятельства делают невозможным временное хранение техники на охраняемом участке, создайте все возможные условия, чтобы ее уберечь. Как то:
- Огородите место стоянки техники крепкой сеткой, которую сложно повредить простыми инструментами – кусачками или пилками. Усложните для воров этот процесс. Долго возиться они не станут – возрастает риск. Рассмотрите вариант использования колючей проволоки сверху, дабы у воров не возникло соблазна перелезть через ограждение.
- Постарайтесь максимально осветить место стоянки техники. Именно в темноте вершатся основные злодеяния. Вор, находящийся в самом центре светового пятна, будет виден отовсюду и станет чувствовать себя крайне неуютно.
- Убедитесь, что никто из операторов не оставляет ключи зажигания в технике - не облегчайте работу ворам.
- По возможности отключите топливную, гидравлическую или электрическую системы.
- Некрупную технику можно «обездвижить» путем снимания шин
- Крупную - пристегнуть к зданию, бетонным блокам, просто друг к другу посредством металлического кабеля или троса. Это опять очень замедлит вора, а может и вовсе отбить у него охоту.
- Тщательно ведите учет, где, на сколько, под контролем кого находится каждая единица вашей техники.
- Если кража все-таки произошла, поставьте в известность не только правоохранительные органы, но и станции техобслуживания и дилеров компаний-производителей данной марки техники. Может статься, что «новый владелец» украденной машины спустя время обратится туда по вопросам ремонта или заказа запчастей.
Многие из этих действий просты и недороги, но дают видимый результат, однако часто о них забывают. Хотелось бы вам пожелать быть осмотрительными и никогда не становиться жертвой мошенников и воров.
Отпишитесь в этой теме на форуме, расскажите свою, неповторимую историю о столкновении с мошенниками и ворами. Сейчас своей историей, своим советом вы поможете коллеге, а завтра коллеги помогут вам. Не отворачивайтесь друг от друга, и тогда у преступников не будет шанса!