Каждый день мы видим вокруг себя множество шин. Они на каждом транспортном средстве, проезжающем мимо. Почти все мы знаем, что отцами электричества были Никола Тесла и Томас Эдисон, самолеты изобрели братья Райт, а настоящие автомобили начал строить Генри Форд. Но сможете ли вы ответить, кто изобрел резиновую пневматическую шину, ту самую, которую мы видим каждый день?
Конечно, как и в случае с любыми другими изобретениями, она стала результатом работы мысли множества людей. На протяжении многих десятилетий ее конструкция менялась и трансформировалась, пока не приобрела знакомый нам вид. Но все же самым удивительным является то, что, если вы хоть раз в своей жизни покупали шину, то имена ее авторов, вы точно знаете, ибо они буквально на слуху у каждого – Мишлен, Гудиер, Хэнкук и Данлоп. Эти имена марок автомобильных шин на самом деле являются не просто названиями, а фамилиями тех самых людей, которые каждый в свое время вложил неоценимую лепту в изобретение шины, какой мы ее знаем сейчас.
Самые ранние шины, которые человек начал использовать, делались из древесины, обтянутой кожей животных. Такое устройство защищало колесо от разбивания и делало езду по ухабам чуть более комфортной. Но, после того, как человечество научилось из млечного сока гевеи создавать каучук, история шины резко изменилась.
Чарльз Гудиер и изобретение вулканизированной резины
Резина была не всегда столь же удобной, полезной и комфортной в использовании, какой она является сейчас. На заре осваивания, получаемый из млечного сока гевеи каучук, не держал свою форму, «таял» под солнцем, и «дубел» на холоде. Кстати, слово каучук, звучащее по-английски rubber, произошло от слова rub-стирать. Когда в 1770 году британский химик по имени Джозеф Пристли обнаружил, что выпаренный сок гевеи после своего затвердевания умеет стирать запись на бумаге, написанную карандашом, он назвал этот материал «стирателем».
Но, именно Чарльзу Гудиеру в 1839 году приписывают открытие процесса вулканизации резины.
Вулканизация – это технологический процесс взаимодействия каучуков с вулканизующим агентом, при котором происходит как бы сшивание молекул каучука в единую пространственную сетку. Название дано в честь бога Вулкана - покровителя огня и кузнечного ремесла.
Тогда, в середине 19 века, Гудиер смешал нагретый каучук с серой, тем самым получив на выходе уже не липкий податливый материал, а эластичную, упругую, водонепроницаемую резину. Запатентовав этот процесс лишь спустя 5 лет, в 1844 году, Гудиер еще не знал, что на самом деле без этого его изобретения существование шины было бы невозможным. Но, к сожалению, как это часто бывает с гениальными изобретателями, его процесс вулканизации был оценен по достоинству лишь спустя 40 лет. Сам же Гудиер, не смотря на то, что посвятил всю свою жизнь изобретению настоящей резины, так никогда и не получал со своего изобретения дивиденды, и умер в нищете разорившимся банкротом.
Сейчас имя шинной марки Goodyear знают во всем мире.
Твердые резиновые шины
Первая твердая резиновая шина была произведена в 1846 году британским инженером-самоучкой Томасом Хэнкуком. Интерес Хэнкука к резине вообще, кажется, возник из-за желания создать водонепроницаемые ткани для защиты строительных бригад, которыми он управлял в те годы. К 1819 году он начал экспериментировать с изготовлением различных резиновых приспособлений и изделий. В 1820 году уже запатентовал резиновые перчатки, подтяжки, и даже обувь. А чуть позже создал и машину для измельчения отработанной резины.
Вообще, поговаривают, что он буквально за две недели до Гудиера подал свой патент на изобретение вулканизации, но по факту, оказалось, что получил его позже.
Его первые покрышки из твердой резины использовались на паровозах и паровых механических транспортных средствах.
А в 1891 году французский производитель Peugeot стал первым производителем, который установил твердые резиновые покрышки на автомобиль с бензиновым двигателем.
Шины пневматические
Спустя год после открытия процесса вулканизации резины, шины уже были твердыми и сильными, не расползались под солнцем, поглощали удары, и обладали свойствами сопротивления порезам. И, невзирая на то, что это уже был огромный технологический скачок вперед, к сожалению, те покрышки еще были слишком тяжелыми и не обеспечивали плавности хода.
Идея заполнить их воздухом, чтобы улучшить амортизацию и сцепление с дорогой, пришла в голову шотландскому инженеру Роберту Уильяму Томсону в 1845 году, который первым и запатентовал данный процесс.
И опять случилось то, что часто происходит с гениальными идеями – она родилась слишком рано, ее никто не понял и не признал.
Только в 1888 году Джон Бойд Данлоп из Белфаста, Ирландия, стал уже вторым изобретателем пневматической шины, и его процесс накачивания воздухом покрышки неожиданно тогда нашел отклик, ибо в обществе стали очень популярными велосипеды.
Забавно, что заново изобрести пневматическую шину ветеринар Данлоп смог после того, как ему невероятно больно было наблюдать за сыном, который пытался научиться кататься на очень жестком железном велосипеде. Данлоп сделал две камеры из своего поливального шланга и закачал в них воздух, так у него родился «пневматический обруч».
Так что на сегодняшний день отцом пневматической шины принято считать не Томсона, а именно Данлопа. И их история началась не с автомобиля, а с велосипеда.
Автомобильные пневматические шины
А вот первые пневматические шины именно для автомобиля в 1895 году изобрели братья Андре и Эдуард Мишлены. Сначала они создали съемную велосипедную шину, а затем и запатентовали автомобильную пневматическую.
Впервые установив такие покрышки на автомобиль Peugeot "L'Eclair" (еclair в переводе с французского означает молния), они отправились на нем участвовать в самом первом в мире автомобильном заезде, который проходил в Париже с 11 по 13 июня 1895 года.
В гонке маршрутом Париж-Бордо-Париж, длина которого составляла почти 1200 км, тогда участвовало 46 автомобилей. Из них 29 были с бензиновыми двигателями, 15 – с паровыми, и только 2 – с электрическими.
Увы, Андре и Эдуард не победили в этой гонке, но привлекли к своим шинам небывалый интерес. С этого момента их бизнес «Michelin & Cie» пойдет в гору, став самым крупным в Европе, а покрышки, сделанные из твердой резины и сильно разбивающие дорожное покрытие, начнут понемногу отмирать в связи с законодательными ограничениями на их использование.
Также массовое производство пневматических покрышек, пока без протектора, в 1898 году началось и в Германии на заводе компании «Continental AG Company».
В дальнейшем шины лишь улучшались. В 1903 году у автомобилей появились колесные диски. В этом же году Goodyear Tire Company запатентовала первую бескамерную шину, а в Америке – патентное бюро получило заявку от двух инженеров о создании шинного корда. И лишь в 1908 году на покрышках появился первый узор – протектор, который улучшал сцепление шин с дорогой.
Но, чтобы не происходило дальше с шинами, теперь вы точно знаете, кто их изначально изобрел. Это были имена, так хорошо знакомые вам по шинным маркам – Чарльз Гудиер, Томас Хэнкук, Джон Бойд Данлоп и братья Мишлены. Все они в свое время вложили много сил, таланта, средств и времени, чтобы мы сейчас могли пользоваться продуктами их гения.