По словам премьер-министра Арсения Яценюка, сегодня Кабинет Министров Украины планирует выделить на строительство фортификационных сооружений на границе Украины и России 865 миллионов гривен. Деньги на проект, ранее именуемый «Стена», выделяются из резервного фонда страны, сама же процедура их выделения проводилась по ускоренной процедуре.
О проекте постройки сооружений, которые могли бы остановить бесконтрольный переход боевиков на территорию Украины со стороны России, заговорили еще летом прошлого года. Идею приписывают Коломойскому, однако это могут быть лишь слухи. Многие телеканалы мира показывали тогда громкие речи украинских чиновников на эту тему, трубили о начале работ и подсчитывали возможные затраты на проведение столь масштабного строительства.
Первоначально планировалось выделить на постройку необходимых сооружений сумму в 8,5 миллиардов гривен. Примером для данных финансовых выкладок стало обустройство американо-мексиканской границы и границы между Северной Кореей и Китаем.
Так выглядит забор на границе между Америкой и Мексикой. Как видите, здесь отсутствуют какие-либо оборонительные рвы и траншеи. Граница оборудована забором и электронными системами слежения и оповещения.
Еще серьезнее оборудована граница между Китаем и Северной Кореей, где первоначально построенный только забор не приносил Китаю должного эффекта. Начиная с 2010 года, Китаем были построены двойные оборонительные сооружения, насыпи, а весь периметр обтянут колючей проволокой и оборудован системой слежения и оповещения.
Однако, взятые для примера границы других государств, на самом деле выполняют скорее правоохранительную функцию, нежели оборонительную. Америка и Китай возводили свои «Стены», поскольку в этих странах давно существовала проблема с незаконным пересечением границы мигрантов и контрабандистов, а никак не вооруженных до зубов наемников. В Украине же ситуация совсем иная, ей нужно отражать военную угрозу. И значит, очевидно, стоило не перенимать чужой опыт, а подумать над собственным проектом, благо наверняка в Украине нашлись бы для этого специалисты.
Конец года ознаменовался заявлением премьер-министра Украины, который сказал, что в целом за 2014 год правительство сумело выделить на проект около 235 миллионов гривен, которые получила Государственная пограничная служба Украины, и практически все эти средства пошли на обустройство приграничных блокпостов. Вероятно, до обустройства самой границы дело так и не дошло. Разумеется, блок посты – вещь необходимая. Однако, зная не понаслышке, как умеют «осваивать» государственные деньги в нашей Госпогранслужбе, есть немалые опасения, что они и до блок постов могли дойти в неполных объемах.
Неожиданно в начале 2015 года было объявлено, что в результате плодотворной работы с проектными организациями, правительство смогло снизить стоимость проекта «Стена» до половины первоначально объявленной суммы и теперь смета составляла около 4 миллиардов.
Однако, с тех пор минуло без малого пол – года. Деньги списаны, строительная спецтехника у предприятий мобилизована и отправлена «на фронт». Между тем, на сегодняшний день никто из официальных лиц так и не смог показать общественности результаты потраченных средств и проделанных работ. В начале марта журналисты телеканала ICTV, пожелавшие собственными глазами увидеть ход строительства на границе, с ужасом обнаружили, что дело далеко не продвинулось. Несколько десятков километров выкопанного узкого рва, 30 метров колючей проволоки рядом с пропускным пунктом – вот и все, что они смогли обнаружить. Кажется, проект «Стена» отчасти проводился лишь на бумаге. Впрочем, с подобными заявлениями мне стоит быть осторожной. Ибо еще 18 февраля сего года Арсений Яценюк пригрозил всем, кто выражает скепсис в отношении этого проекта, «предоставить билет в одну сторону - по ту сторону границы».
На фото видно, что ширина рва составляет не более полутора метров, а глубина и того меньше. Такое «земляное сооружение» не то, что вражескую технику, человека не остановит.
Разумеется, никто из нас и не рассчитывал, что за столь короткий период этот масштабный проект будет завершен. Ведь по информации государственных представителей, отвечающих за этот процесс, на сухопутном участке границы длиною в 500 километров, проходящему по Черниговской, Харьковской, Сумской и Луганской областям, было запланировано соорудить сплошные рвы шириной 4 метра и глубиной 2 метра. Помимо копки рвов, проект также предусматривал установление вдоль линии границы электронных систем контроля. Впрочем, это был лишь первый этап запланированных мероприятий. Второй включал в себя обустройство территории границы длиною в 400 километров, и эти работы могли начаться лишь в случае полного прекращения военных действий на территории Восточной Украины и восстановлении территориальной целостности нашего государства.
На этом фото видно виден более серьезный подход к сооружению оборонительного рва. Здесь пройти технике будет сложнее.
Долгие зимние месяцы украинские граждане гадали, так что же происходит с проектом «Стена», делая скидку на неблагоприятные для проведения строительных работ метеоусловия, тяжелое финансовое положение государства и обострение военной ситуации на Востоке Украины. И вдруг к концу февраля в прессу стала просачиваться информация, что отныне «Стена» в правительстве стала именоваться «Европейским валом», а сам проект потерял свой первоначальный вид, трансформировавшись, по сути, в узкий ров, напичканный взрывчаткой и минами. Сами пограничники начали со смехом называть бывшую «Стену» «Ямой».
К слову сказать, сам ров, по словам пограничников, далеко не везде можно копать, ибо граница местами представляет собой труднопроходимые болотистые или лесные участки. В таких местах не то чтобы линии связи и газовые коммуникации прокладывать, там обычной строительной технике не пройти. Любой профессионал скажет, что для проведения таких работ первоначально следовало изучить природные условия, и задействовать специализированную технику с высокой проходимостью. Местами, очевидно, это предполагало осушение болот или изыскание возможностей обхода болотистых участков. А также частично вырубку леса. На таких участках оборонительного рва нет и поныне, на них устанавливают противотанковые заграждения «ежи» и тянут колючую проволоку. Но самое удивительное, что пограничники за весь этот период нечасто видели ту самую строительную технику, которая якобы регулярно мобилизуется у украинских предприятий. По большей части вся техника, задействованная на проекте, при ближайшем рассмотрении оказывается восстановленной и переданной активистами и украинскими волонтерами.
Этот восстановленный харьковскими волонтерами роторный экскаватор, был найден активистами на задворках какого-то предприятия, и передан пограничникам для проекта «Стена». Полностью перебранный и отремонтированный, он способен рыть траншею глубиной 3 и шириной 4 метра, заменяя собою работу 3-х экскаваторов среднего тоннажа.
Зачастую, это устаревшие, громоздкие, неповоротливые траншеекопатели и экскаваторы, которые в болотистой местности работают с трудом, а если вязнут, то для спасения нуждаются в помощи большегрузных кранов. Зимой такая техника и вовсе была не способна что либо делать, ибо для работы с промерзшим грунтом, как известно, требуются совсем иные машины. Возникает закономерный вопрос: а где строительная техника, которой должна быть оснащена наша армия? Списана и распродана?
Фото 75-километрового рва на границе России и Харьковской области.
На сегодняшний день смета проекта «Европейский вал» опять была уменьшена в разы. Отныне цена обустройства 1 км границы равна не первоначально заявленным 3,7 млн. грн, а всего-то 1 миллиону. И это при невероятном падении стоимости гривны за текущий период! Теперь возведение защитных сооружений разбито уже на три этапа. В этом году планируется завершить копку рвов и блиндажей по всему периметру границы, а также закончить с обустройством военных опорных пунктов. В следующем году запланировано приступить к созданию специальных пограничных отрядов, которым требуется построить необходимую инфраструктуру. И лишь третий этап, который на бумаге прописан 2017-2018-м годами, может ознаменоваться появлением на границе между Украиной и Россией современных средств наблюдения, оповещения и блокирования.
Тем временем, руководство Госпогранслужбы отчиталось, что за период с начала проведения работ, было вырыто 144 километра противотанковых рвов, создано 37 блокпостов и 200 блиндажей, 60 км траншей и 90 км инженерных сооружений.
А в своем вчерашнем заявлении премьер-министр Арсений Яценюк поставил четкое задание министру регионального развития, строительства и ЖКХ Украины, что совместно с министерством обороны он обязан начать организовывать тендер по поиску генерального подрядчика и субподрядчиков для проведения дальнейших запланированных работ, согласно проекту «Европейский вал». Выделенные деньги в размере 865 миллионов гривен должны пойти на его реализацию.
Так что, в ближайшее время, вероятно, мы станем с вами свидетелями проведения этого грандиозного тендера, помня о том, как в нашей стране обычно проходят подобные мероприятия. "Подрядчиками будут определены только те учреждения, у которых есть мощные производственные возможности и которые гарантированно способны выполнить предусмотренные планом задачи в определенные сроки" – так характеризовал требования к подрядчикам Глава Госпогранслужбы Виктор Назаренко.
Владельцам же спецтехники хочется пожелать мудрости и терпения. Скорее всего, скоро грядет новая волна мобилизации ваших машин.