Наше «бравое» украинское правительство опять подошло к решению насущных проблем не с той стороны. Ей-Богу, как в анекдоте про зайца и лося.
Мы неоднократно уже писали о том, что большинство строительных организаций Украины воспринимают ГАСК как одну из самых коррумпированных государственных организаций в сфере украинского строительного бизнеса.
Известно всем и о низком профессиональном уровне ее сотрудников, которые подчас, выдавая разрешения и «строя из себя больших начальников», на деле не имеют ни малейшего представления о том, что на самом деле творится на строительных площадках Украины и чем «дышит» отрасль.
Казалось бы, все очевидно и понятно уже любому гражданину.
Однако, кто же вот так вот просто откажется от легких денег и власти? И новое руководство, которое, конечно же, никаким новым по факту не является, в полной мере демонстрирует сейчас свое нежелание уходить без боя от «вкусной кормушки».
Общество требует решения проблем, которые уже не просто приносят убытки отрасли, а элементарно уничтожают строительный бизнес Украины. И власть спешит ответить на «народный запрос».
1. Вопрос: застройщиков не устраивают правила выдачи технических условий по обеспечению объекта стройки.
Ответ чиновников: мы сократим сроки выдачи с 15-30 дней до 10.
Такой законопроект действительно сейчас находится на рассмотрении в Кабинете Министров Украины под номером 1546.
Комментарий: неужели они действительно думают, что это решение проблемы? Разумеется, нет. Но ведь не отреагировать на «народный запрос» уже нельзя. Мы многие годы молчали и терпели. Этот ответ чиновников рассчитан исключительно на нас «недалеких». Дескать, мы эту косточку на безрыбье и так проглотим. По факту же, любой работник или бизнесмен, хотя бы иногда посещающий кабинеты чиновников, понимает: срок выдачи документов – это меньшая из бед. Важнее то, по каким правилам идет выдача и кто принимает столь судьбоносные решения. И если правила и люди остаются неизменны, то уменьшение срока выдачи ничего не решает.
Выход: только упрощение процедуры получения, его логическое обоснование (а значит, здесь не будет десятков форм, требуемых для заполнения, справок на справку) и четкое прописывание в законодательстве (без всевозможных исключений и двояких трактовок) может сдвинуть проблему с мертвой точки.
2. Вопрос: как бороться с коррупцией и некомпетентностью инспекторов ГАСКа?
Ответ чиновников: инспекторов следует заинтересовать. У них низкие зарплаты, и, следовательно, у сотрудников нет стимула качественно, быстро и профессионально работать. В свете этого интересно звучит высказывание председателя ГАСК Максима Мартынюка «нам могли бы оставлять часть выплаченных штрафов для зарплатного фонда. Ведь результатом каждой третьей проверки становятся штрафные санкции. Как правило, застройщики судятся из-за них, но в целом мы проигрываем не более 30% судов».
Комментарий: разумеется, никто из нас не против, чтобы в стране все жили богато и счастливо. И, конечно же, одной из форм борьбы с коррупцией миром признано повышение уровня жизни государственных чиновников. Но! Что это за критерий оценки качества работы госслужащего по уровню начисленных им штрафов? То есть в этом случае профессиональным инспектором будет считаться только тот, который принесет в бюджет большую сумму различных взысканий, что ли?
Еще наши предки придумали рецепт стимулирования человека «пряником» и кнутом». И когда кто-то начинает заговаривать исключительно о «прянике», мне на ум приходит вопрос – а куда же подевали «кнут»? Кто и как будет оценивать работу инспекторов, получающих уже достойную зарплату? Опять никто? Какую ответственность они будут нести за затягивание процесса, за личный произвол, за неправомерное наказание или отказ в выдаче того или иного разрешения? Тоже никто и никак? Тогда, извините, но проблема только усугубиться. Ибо, при полной безнаказанности и подобном расчёте их зарплаты, каждый инспектор будет ориентирован лишь на большее начисление штрафов. И значит, друзья, застройщики, берегитесь!
Да и коррупцию подобным решением не одолеть. От официального штрафа инспектор будет получать только некий процент. У него может появиться большое искушение предложить предприятию уплатить сумму штрафа меньшую, но в его личный карман.
Выход:
1. Поднять зарплаты инспекторам, но не за счет штрафов, а за счет сокращения штата персонала и перераспределения окладов уволенных сотрудников между оставшимися.
2. Проведение жесткой переаттестации работающих сотрудников на предмет их профессионализма. Оценкой должно стать не знание устаревших ГОСТов и СНИПов, а владение реальными знаниями в сфере строительного законодательства, технических характеристик современных материалов, оборудования, спецтехники. То есть их профессиональная ориентация в сегодняшнем положении дел в отрасли, их знание архитектуры населенных пунктов, их понимание насущных проблем городов и сел, гражданская позиция, в конце концов. Ведь не велика наука выдать разрешение на строительство сотого торгово-развлекательного центра, тогда как город, к примеру, задыхается от недостатка детских садиков или школ.
3. С увеличением зарплат автоматически должна вырасти личная ответственность за принятие тех или иных решений. То есть мы возвращаемся к понятию «кнута». За каждую выданную или не выданную бумажку работник должен отчитываться. И не просто отчитываться, дескать, я считаю, что…, а обосновывать. Малейшее нарушение должно приводить к штрафам, судебной и административной ответственности. Человек должен осознавать, что от его решения зависят судьбы многих людей. Он должен бояться, в конце концов. Да, бояться! А иначе никак. Бояться ответить за собственное действие или бездействие. Бояться потерять хорошую работу с неплохой зарплатой и соц.обеспечением, потерять доброе имя профессионала и госслужащего.
4. И еще. Руководители таких «разрешительных структур» должны рассматриваться как под микроскопом. Ибо, известно, что рыба гниет с головы, и любой начальник диктует своим подчиненным правила работы. Тот, кто им не следует, работать не сможет. Так вот. Малейший намек руководителя на его связь с коммерческими структурами, должен становиться сигналом для его вероятной отставки и судебной ответственности. В госструктурах не место личным связям, лоббированию чьих-то интересов, покрывательству тех, кто «нужен» и травля неугодных.
Только соблюдение всех этих принципов может решить насущные проблемы ГАСКа и застройщиков. «Взятие на вооружение» чего-то одного не только не решит проблемы, но и приведет к их усугублению.
Итак, что же мы на сегодня имеем? Новостные ленты публикуют множество интервью, в которых «новые» чиновники высших эшелонов власти обещают нам «покращення» условий работы, децентрализацию, ослабление контроля и либерализацию системы. По факту же это очередная фикция, которой власть предержащие пытаются замылить нам глаза. Нам кидают «косточку», дабы мы успокоились и перестали бузить. Все их меры даже не половинчаты, они нулевые. Забавно, что они до сих пор не могут понять, что пилят сук, на котором сидят. Бюджетных денег в стране практически нет, дерибанить уже реально нечего. Расчёт же на коммерческие структуры в том положении, в которое чиновники их загнали, становится таким же призрачным. Ибо, чтобы доить корову, ее нужно кормить. Темпы строительства в стране падают с катастрофической скоростью. Наложенные штрафные санкции приводят к банкротствам предприятий. Что дальше? Все вместе будем «сосать лапу»?
Думается мне, что у чиновников очень скоро пропадет запал «втирать нам очки», ибо кушать они привыкли сытно, и уровень личного достатка ох, как не хочется понижать. Так что никуда они не денутся, и дадут нам работать, иначе «корова» умрет, а с ней умрет и ее пастух.