Часть 2.
CATERPILLAR INC.
Слово caterpillar c английского дословно переводится как гусеница.
Паровые тракторы конца 19-го – начала 20-го веков были тяжелыми и громоздкими. Иногда достигая своим весом полтонны, они грузли в плодородных почвах Калифорнии и временами становились совершенно бесполезны.
Американский изобретатель Бенджамин Холт попытался решить эту проблему.
Фото Бенджамина Холта
Бенджамин Лерой Холт был одиннадцатым ребенком в семье. Отцу Холта, Уильяму Ноксу, принадлежал лесопильный завод в штате Нью-Гэмпшир, производящий деревянные колеса для железнодорожных вагонов.
В 1864 году брат Холта, Бенджамин Чарльз Х. Холт прибыл в Сан-Франциско (штат Калифорния), где основал компанию «Holt Manufacturing Company», которая впоследствии тоже станет производить деревянные колеса для железнодорожных вагонов, а позже и трамваев.
В возрасте 20 лет Бенджамин Холт поначалу пошел работать на лесопилку к отцу, но вскоре уехал к своему брату в Сан-Франциско и присоединился к его бизнесу.
Однако, довольно долго Бенджамин Холт не проявляя своих инженерных способностей. Лишь после того, как компания «Holt Manufacturing Company» стала выпускать свои модели тракторов, Бенджамин смог себя проявить.
Глядя на массивную, неповоротливую сельскохозяйственную технику, регулярно грузнущую в топких почвах Калифорнии, он понял, что эти машины нуждаются в широких колесах, способных распределять вес техники на большую площадь. Колеса его тракторов стали доходить 2,3 м в радиусе и 1,8 м в ширину, но такие тракторы становились сложными, неповоротливыми и дорогостоящими в обслуживании.
Частенько, чтобы вытащить тяжелую технику, застрявшую в «жирной» или болотистой почве, для ее спасения прокладывали бревенчатую или дощатую дорогу. Именно тогда пытливому уму Холта пришла идея «обернуть» колеса трактора досками, что он и попытался сделать.
Созданный из досок, цепей и болтов прототип гусениц, был впервые протестирован Холтом в Мормонских топях дельты реки Сакраменто в 1904 году.
Фото того самого трактора
Но тогда это техническое новшество еще не имело названия. А получило его благодаря простому фотографу Чарльзу Клементсу, сказавшему о тракторе, что тот, «словно гусеница ползет по склону». Это сравнение невероятно понравилось братьям Холтам и с тех пор траки на сельскохозяйственной и строительной технике называют только гусеницами.
Но стоит понимать, что все же изобретение гусеницы не принадлежит Бенджамину Холту. Во многих источниках утверждается, что гусеничный трак создал Бенджамин Холт, на самом же деле его испытания оказались неудачными и в 1913 году патент на изобретение он приобрел у завода «Хорнсби». Но именно братья Холты смогли запустить гусеничные тракторы в серийное производство и по праву считаются его прародителями.
В Первой мировой войне машины Холта сыграли большую роль. Еще до того как США вступило в войну, Холт уже отгрузил 1200 тракторов в Англию, Францию и Россию. Правда, предназначались они вовсе не для военных целей, а для сельского хозяйства. Однако правительства этих стран, посчитав такую технику полезной в перевозке военной артиллерии и припасов, использовали тракторы не по назначению.
Трактор Холта тащит пушку
Так, благодаря военным контрактам, Холт смог сколотить некоторый капитал.
Но война закончилась, и армии больше не нуждались в технике Холта. Тяжелые и массивные тракторы, которыми тащили артиллерийские пушки, были непригодны для использования в работах фермерских хозяйств, и такой, казалось бы, удачный бизнес стал разваливаться на глазах у его создателя.
В дополнение к этим бедам, у Холта появился серьезный конкурент.
Компания «C. L. Best Gas Tractor Company», основанная Кларенсом Бестом, сумела получить государственную поддержку, и стала выпускать именно такие тракторы, в которых нуждалось сельское хозяйство. В промежуток между 1907-м и 1918-м годами Бест и Холт потратят около 1,5 миллионов долларов на судебные тяжбы друг с другом, оспаривая права на товарные знаки, патенты на изобретения, и ненавидя один другого.
В 1920 году 71-летний Бенджамин Холт умирает. Его компания находится в долгах, и банк-кредитор ставит у руководства своего кандидата – Томаса Бакстера. Этот ход оказался удачным. Бакстер, являясь прекрасным хозяйственником, в максимально сжатые сроки сумел переориентировать производство Холта и стал выпускать маленькие и подвижные машины, ставшие популярными у фермеров.
Но компании Бакстера и Беста все равно терпели убытки – у них обоих появился такой конкурент, с которым каждая фирма в отдельности бороться не могла. На рынок тракторов мощно ворвался Генри Форд, и в 1925 году, забыв о распрях и вражде, «Holt Manufacturing Company» и «C. L. Best Tractor Co.» объединятся.
Это объединение двух непримиримых врагов, в конце концов, зажжет новую звезду на небосклоне строительной и сельскохозяйственной техники, создав известную сейчас во всем мире компанию «Caterpillar Tractor Co.».
Изначально логотип компании «Caterpillar Tractor Co.» в своем написании имитировал гусеницу
Фото логотипа компании, нанесенное на трактор 1928 года выпуска
Использование в логотипе желтого цвета символизировало радость, жизненную энергию и оптимизм. Черный же цвет олицетворял совершенство, силу и строгую элегантность.
Однако, в результате нескольких трансформаций сейчас логотип компании приобрел вот такой всем известный вид. В него был добавлен белый цвет, который практически во всех культурах мира означает чистоту и невинность.
Разумеется, тракторы Холта изначально использовали не только как сельскохозяйственную технику. Начиная еще с 1913 года, эти гусеничные машины в первую очередь использовались на самых больших стройках мира. Но как таковая строительная техника начала производиться компанией «Caterpillar» в 1928 году.
Первыми строительными образцами стал грейдер и вилочный погрузчик.
Грейдер производства «Caterpillar»
С тех пор, компания «Caterpillar» справедливо признана во всем мире главным лидером в производстве строительной техники. История же этой компании учит нас никогда не сдаваться. А еще компромиссу, что иногда наш враг может быть нам полезен.
MITSUBISHI
Слово мitsubishi сформировано из двух японских слов: mitsu – три и hishi – бриллиант.
Но как видите, почему-то в названии компании шестая буква слова «h» заменена на букву «b». И это не ошибка. Дело в том, что в японском языке буква «h» в середине слова произносится как буква «b». Именно для удобства понимания, как правильно произносить название компании, и было внесено такое изменение в написание.
История компании «Mitsubishi» восходит к далекому 1870-му году, когда ее основатель Ятаро Ивасаки создал небольшую судоходную компанию, во флоте которой насчитывалось всего три старых парохода.
Фото Ятаро Ивасаки
Ятаро был родом из префектуры Коти на острове Сикоку, который был домом для мощного клана Тоса. Он работал на благо клана и отличился своими управленческими талантами. После чего руководители клана решили одолжить ему немного денег на создание собственной корабельной транспортной компании.
И тут Ятаро смог показать себя как превосходный бизнесмен. Компания быстро набирала обороты, правда несколько раз изменив свое название: начиная с «Mitsukawa Shokai», затем «Mitsubishi Shokai», «Mitsubishi Jokisen Kaisha», «Yubin Kisen Mitsubishi Kaisha», и в конце концов стала Пароходной почтовой компанией «Mitsubishi», первой японской фирмой, вышедшей с транспортными услугами на китайский рынок. Таким образом, вся история компании «Mitsubishi» началась именно как предприятия, оказывающего транспортные и почтовые услуги, а никак не производителя высокотехнологичного оборудования и совершенных машин.
Относительно логотипа компании стоит понимать, что он не был выдуман специально под название фирмы. Известный всем трехлистник являлся изначально семейным гербом Ятаро Ивасаки. Как раз название компании было вторично.
По замыслу основателя, логотип должен был символизировать три основных принципа работы компании: ответственность перед клиентами и обществом, абсолютную честность и прозрачность, а также готовность к сотрудничеству.
Ятаро умер от рака в 1885 году и его младший брат Яносуке сменил его на посту президента «Mitsubishi». Именно Яносуке Ивасаки утвердит компанию «Mitsubishi» на японском рынке, значительно приумножит ее доходы, расширит рынки сбыта, скупит земли под склады, построит судоходные производства, купит горнодобывающие предприятия и сформирует свою банковскую и страховую системы.
А в свою очередь, сын Ятаро, Хисая Ивасаки, занявший пост президента компании в 1893 году, начнет переориентировать фирму на иные бизнес направления с уклоном на высокие технологии. Будучи человеком образованным, являясь выпускником Университета Пенсильвании (США), его активно интересовал научно-технический прогресс. Поэтому времена его правления компанией охарактеризовались инвестициями в банковскую сферу, область производства листового стекла и выпуска машин.
Вплоть до конца Второй мировой войны корпорацией «Mitsubishi» будут управлять исключительно отпрыски семьи Ивасаки. К 1946 году под этой маркой станут выпускать автомобили, строительную и военную технику, самолеты, городской транспорт и электротехническое оборудование. Затем семья Ивасаки откажется от полного контроля над корпорацией, отдав большую часть акций на свободный рынок.
Выпуском конкретно строительной техники компания «Mitsubishi» займется сразу после окончания Второй мировой войны, специализируясь главным образом на производстве грейдеров, экскаваторов и грузового транспорта. Однако к началу 60-х годов в этой области фирма начнет ощущать жесткую конкуренцию с другим японским производителем строительной и карьерной техники – компанией «Komatsu», и вынуждена будет начать переговоры о слиянии с «Caterpillar». Таким образом «Mitsubishi» сохраняла свой имидж. Компания «Caterpillar» же преследовала несколько иные цели. Столкнувшись с отличием восточного менталитета от западного, таким образом она не грубо завоевывали азиатский рынок.
В1963 году два гиганта создадут совместное предприятие, которое назовут «Shin Caterpillar Mitsubishi Ltd», где «Caterpillar» станет владельцем контрольного пакета акций.
LIEBHERR-INTERNATIONAL AG.
Компания названа в честь ее основателя – Ганса Либхерра.
Ганс Либхерр вырос в Кирхдорфе, небольшом немецком городке на реке Иллер. В возрасте 2 лет он лишился отца - тот сгорел в горниле Первой мировой войны. Спустя несколько лет мать Ганса вышла второй раз замуж, и уже в 13 лет Ганс начнет помогать отчиму в его строительном бизнесе.
Получив основные представления о проблемах в строительстве еще в юношеские годы, попав на фронт Второй мировой войны, Либхерр окажется в корпусе инженерных войск немецкой армии и будет участвовать в постройке мостов и укреплений на оккупированных территориях.
Окончив войну поражением, Германия оказалась в бедственном положении. Страна лежала в руинах, и было понятно, что на ее восстановление уйдут многие годы.
Именно в этот сложный экономический период Ганс Либхерр решил приступить к реализации своей давней мечты – созданию небольшого, подвижного башенного крана, легко используемого на небольших постройках.
Фото Ганса Либхерра
В это время он принял на себя управление строительной фирмой отчима, и как никто другой нуждался в мобильной подъемной технике, которая бы легко собиралась и перемещалась между строительными площадками.
В 1949 году в маленьком, построенном собственными усилиями, деревянном сарае, Ганс Либхерр вместе с местным кузнецом и еще несколькими помощниками, сумел построить свой первый 30-метровый башенный кран, названный моделью ТК-10 и обладающий способностью поднимать грузы до 2 тонн на высоту в 16 метров. Его полная сборка занимала всего около трех часов, тогда как для монтажа существующей на тот момент подъемной техники требовалось несколько дней.
Фото башенного крана ТК-10
В августе 1949 года Либхерр получил патент на свое изобретение, и, продемонстрировав кран на Франкфуртской ярмарке строительных машин, сразу же получил признание.
После этого Либхерр основывает свою компанию по производству башенных кранов с главным офисом в своем доме в Кирхдорфе.
Начиная с 1950 года, его бизнес быстро пошел в гору, не успевая удовлетворять запроса рынка. Этому, главным образом, способствовали установленные на продукцию цены - они были очень щадящие для послевоенной, нищей Германии, и то, что краны легко перевозились одним сплошным блоком.
Фото демонстрирует процесс перевозки крана Ганса Либхерра
На протяжении нескольких лет компания «Libherr» выпустит целую линейку моделей мобильных разборных кранов, а его небольшая мастерская превратится в настоящий завод. За первый год своего бизнеса Либхерр построит и продаст 160 кранов, а на его предприятии уже будет работать более сотни человек. Таким образом, Ганс Либхерр оказался не только талантливым инженером, но и дальновидным бизнесменом. Установление на свою технику невысоких цен смогло ему обеспечить большое количество заказчиков, популярность и славу. И именно благодаря этому в конечном итоге он смог сколотить свой основной капитал, расширить империю и создать из своей компании богатую и известную фирму.
Несколько лет компания «Libherr» будет производить только подъемные краны, но к середине 50-х годов неуемный Ганс Либхерр решит заняться и выпуском экскаваторов. Он не станет ждать милости Бога или счастливого стечения обстоятельств, а самостоятельно примется за изобретение своего экскаватора.
На изобретение первого гидравлического экскаватора, который был гораздо легче своих существующих собратьев, а также имел невероятно большой и грузоподъемный ковш, у него ушло 8 месяцев. И это изобретение так же, как и первое, произвело революцию в строительной технике.
Но и этого оказалось недостаточно для владельца компании - Ганса Либхерра. Производство строительной техники вскоре было дополнено бетоносмесителями, и уже к концу 1950-х годов, компания «Liebherr» выросла до масштабов огромного предприятия.
Вплоть до начала 1990-х годов, компания «Liebherr» находилась под жестким контролем основателя фирмы. Стиль управления Ганса Либхерра заключался в непоколебимой вере в бережливость, делегирование ответственности сотрудникам и проверкам без предупреждений. Он никогда не брал в банках кредиты, считая, что деньги могут быть потрачены только после того, как были заработаны. Сам Либхерр всегда летал эконом-классом, ездил на обычной машине и очень дорожил своим управленческим коллективом, которого у него было, к слову, немного. К примеру, в его центральном офисе работало всего 20 человек, при этом руководя 26-ю филиалами в десятках стран мира.
На сегодняшний день корпорация «LIEBHERR-INTERNATIONAL AG.» является самой крупной европейской компанией по производству бытовой и строительной техники, предприятием, выпускающим прекрасные авиалайнеры, грузовики и кондиционирующие системы. Она выполняет индивидуальные заказы на выпуск техники для строительства невероятно огромных заводов и электростанций, сама отстраивает заводы и стала самым крупным поставщиков гидравлических систем управления даже для своего конкурента – компании «Caterpillar». Самая большая и грузоподъемная строительная и карьерная техника в мире выпускается под этой маркой.
История этой компании, прежде всего, показывает нам, что, во-первых, в бизнесе не стоит жадничать, желая на своей продукции быстро и одномоментно заработать. Во-вторых, следует рассчитывать только на себя, трудиться без устали и заниматься только тем, что у тебя лучше всего выходит. И тогда судьба вознаградит все вложенные тобой усилия.
KOMATSU LTD.
Слово кomatsu дословно можно перевести как «маленькая сосна». Название свое фирма "Komatsu" получила от названия города, в котором началась ее история.
Согласно легенде, город, в свою очередь, получил название от одного из японских правителей, якобы посадившем близ цветущего сада маленькую сосну. По-японски это звучало "соно не комацубара" (маленькая сосна возле сада). Позже, говорят, это название было сокращено до слова Кomatsu.
Справедливо было бы начать с того, что изначально слово кomatsu прозвучало в названии компании «Takeuchi Mining Company» еще в далеком в 1894 году. Во времена Первой мировой войны компания значительно расширилась, открыв металлургический завод и начала производить оборудование для горнодобывающих предприятий.
Но именно датой рождения известной нам компании "Komatsu Ltd." историки считают 13 мая 1921 года. В этот день господин Мэитаро Такеути, отделившись от основного предприятия, создал свою собственную мастерскую по ремонту и строительству, в которой сам исполнял роль и главного инженера и президента фирмы. А назвал он ее «Komatsu Manufacturing».
Фото Мэитаро Такеути
Фирменным логотипом абсолютно закономерно ее создатель поначалу выбрал маленькую сосну. Но этот логотип не прижился, несколько раз видоизменялся и унифицировался до особого написания имени марки.
Как утверждают сами создатели этого логотипа, он символизирует надежность, стабильность и силу. А уникальное написание буквы "Т" и глубокий, яркий синий цвет говорят о смелом корпоративном характере и лидерстве в технологических инновациях.
В 1924 году Мэитаро Такеути создает свой первый 450-тонный ленто-формовочный пресс. К 1929 году на «Komatsu» уже работало 742 человека, и очень скоро компания превратилась в одного из самых крупных японских производителей станков и насосов.
В 1931 году именно «Komatsu» первым выпустит в Японии гусеничный трактор для сельского хозяйства.
Фото первого японского гусеничного трактора, созданного «Komatsu Manufacturing»
В октябре 1935 года «Komatsu» приступит к выпуску высококачественных сплавов и изделий из них, а в ноябре 41-го уже будет выпускать гидравлические прессы.
Умный бизнесмен всегда «держит нос по ветру». Иногда своевременная переориентация производства, смена направлений и приоритетов может не только улучшить рентабельность предприятия, но и спасти его в критические моменты. Именно так и поступило руководство «Komatsu», как только Япония вступила во Вторую мировую войну. Война диктовала свои условия, и в это время компания будет выживать, производя боеприпасы и бронированные бульдозеры для японской армии.
Но по окончанию войны, общество и экономика опять жаждали иного. Для всех было очевидно - многие страны в мире нуждались в восстановлении. Целые города, словно птицы Феникс, восставали из пепла, спрос на строительную технику рос с каждым днем, и «Komatsu» решит стать крупным производителем строительной техники и тяжелого транспорта.
Фото бульдозера модели G40, выпущенного «Komatsu» в1943 году
Поначалу компания приступит к выпуску дизельных двигателей. А в 1952 году начнет производить автогрейдеры, которые станут его первой строительной техникой, отправленной на экспорт в Аргентину в 1955 году.
Фото автогрейдера модель GD25-1 (1952 год)
К 60-м годам 20-го столетия на рынок строительной техники вышло много гигантов-производителей. Но вместо того, чтобы конкурировать и «воевать» с ними, «Komatsu» образует с некоторыми совместные предприятия. Ими станут такие американские производителя техники, как «Cummins Engine», «Bucyrus Erie» и «International Harvester». Благодаря доверительным отношениям, умелой политике конкуренции и умению где нужно отступить, «Komatsu» вскоре начнет создавать свои первые зарубежные европейские филиалы. И в 1967 году уже будет представлять в Бельгии свой первый радиоуправляемый бульдозер в мире.
Начав 1970-й год с изменения названия компании на «Komatsu Limited», фирма продолжит свою экспансию и вскоре приобретет имя одного из самых крупных и удачливых производителей строительной и карьерной техники в мире.
Сейчас «Komatsu Ltd». является вторым по величине в мире производителем строительного и карьерного оборудования, уступая первенство лишь компании «Caterpillar Inc.». Более 70% доходов компании образуются именно от продажи этой техники. Пожалуй, самыми востребованными являются бульдозеры, самосвалы, гидравлические экскаваторы, мобильные дробилки мусора, автогрейдеры, краны и фронтальные погрузчики.