Наверняка, о существовании такого вида транспорта вы даже не слышали, а между тем, он является особой разновидностью железной дороги, отличающейся от обычной наличием зубчатого рельса или рейки, который прокладывается между двумя рельсами. А чтобы вагоны поезда могли по нему двигаться, их оборудуют особым зубчатым колесом. Такая технология обеспечивает крепкое сцепление колеса с рельсами при подъемах на крутые уклоны даже при условии высокой влажности. Нужны такие дороги для преодоления очень крутых подъемов, а значит, обычно, зубчатые железные дороги прокладываются в горах.
И сегодня мы хотим вам вкратце рассказать о самой крутой и высокогорной такой дороге.
Она расположена в Швейцарии, называется Пилатусбан (Pilatusbahn), и ее уклон составляет невероятных 48% - показатель крутизны склона больший, чем самый крутой спуск в мире, коим является улица Болдуин в Новой Зеландии.
Маршрут Пилатусбана протяженностью 4,2 км начинается в городке Альпнахштадт и заканчивается на вершине горы Пилатус, остановка на которой находится на высоте более 2000 метров.
На вершину поезд взбирается примерно за полчаса, делая по дороге пару остановок. Но, самый опасный участок этой зубчатой железной дороги находится в самом конце, когда, въезжая в туннель, поезд начинает резко подниматься на высоту в 1600 метров, вжимая в кресло своих пассажиров.
Впервые зубчатую железную дорогу разработали в 1873 году, тогда она предполагала возможность поездок под максимальный уклон лишь в 25%. Однако, создание такой дороги посчитали экономически нецелесообразной, и уже спустя несколько лет военный инженер сэр Эдуард Локэр, разработал уникальное решение, позволяющее использовать зубчатую дорогу на уклоне до 48%. Именно его и считают автором самой высокогорной железной дороги в мире – Пилатусбана, которая начала перевозить своих первых пассажиров уже с июня 1889 года.
Строила Пилатусбан команда компании LOCHER, которая состояла из 200 швейцарских рабочих и 600 итальянских строителей. Дизайн и конструкция этой дороги является абсолютно уникальными, которые не повторены больше нигде в мире. На всех остальных зубчатых железных дорогах их полотно состоит из трех рельсов – двух обычных и третьего, по которому движется зубчатое колесо. Но для того, чтобы поднимать поезд на уклон в 48%, Локэру пришлось использовать усиленное сдвоенное движущееся зубчатое колесо. Такая конструкция в итоге и получила его имя – система Локэра.
Сейчас по Пилатусбану со скоростью порядка 10 км/ч курсирует 10 вагонов, в каждый из которых вмещается 40 человек. Максимальная пропускная способность дороги - 340 человек в час, и поезда следуют четко по расписанию, каждые 45 минут. Работает она с мая по ноябрь, когда рельсы не покрыты снегом. И как отмечают все путешественники, интерьер вагонов этой странной дороги невероятно поражает, ведь он сделан под стиль далеких 50-х годов прошлого века, с неизменными табличками «не высовываться из окон» и «не дергать за стоп-кран». При этом, каждый из пассажиров, будет сидеть в поезде исключительно лицом к вершине, чтобы в полной мере ощущать крутизну своего подъема.
Дорога Пилатусбан исправно работает вот уже более 117 лет, используя в своей конструкции 100-летние рельсы, доставляя по ним туристов к вершине Пилатуса. И за все это время ей потребовалась лишь одна глобальная модернизация – в 1937 году все паровозы были заменены на электровозы. Так, что швейцарская гарантия качества и здесь проявилась в полной мере.
На сегодняшний день в мире существует порядка 150 зубчатых железных дорог, но постоянно эксплуатируется лишь 60. При этом, 50% из них находятся именно в Швейцарии, ведь эта страна имеет самый продолжительный опыт эксплуатации таких дорог, самый технически совершенный подвижной состав собственного производства, и самые крутые дороги (с уклоном от 28% до 48%).