В этой статье речь пойдет о самом большом в мире самоходном транспортном наземном средстве с автономным питанием – гусеничном транспортере, который перевозит на стартовую площадку космические аппараты, построенные NASA. По сути, это транспортное средство является особой разновидностью трала, с характеристиками, ему присущими, однако, в силу своего необычного назначения имеющими от него и массу отличий.
Фото гусеничного транспортера
Этот самоходный трал был спроектирован и построен в 1965 году одним из самых первых и известных производителей паровых экскаваторов – компанией Marion Power Shovel Company. Всего их было выпущено 2 экземпляра, и на те годы цена производства каждого составила гигантскую сумму – 14 миллионов долларов (на сегодняшний день это эквивалент более 100 млн. долларов).
Гусеничные транспортеры NASA дислоцируются на базе ВВС США, которая расположена на мысе Канаверал. Именно отсюда и происходит запуск космических аппаратов, производимых Соединенными Штатами Америки. Разрабатывали эти транспортные средства специально для перевозки особой пусковой платформы с установленными на них космическими аппаратами в смонтированном, то есть готовом для запуска вертикальном состоянии.
Гусеничный транспортер перевозит челнок Shuttle с ракетоносителем
Такой вертикальный монтаж аппарата дает возможность получать космический корабль в готовом к запуску положении, избегая дополнительного процесса подъема корабля из горизонтального положения в вертикальное на пусковую платформу. Сама же пусковая платформа представляет собой сложную конструкцию размером 41 на 49 метров и 7,6 метров в высоту, вес которой в пустом состоянии равен 3730 тоннам. Когда же она несет на себе не заправленный топливом челнок Shuttle с ракетоносителем, ее масса достигает 5000 тонн.
Первоначально гусеничные транспортеры использовались в космических программах «Аполлон», «Союз-Аполлон» и «Сатурн», перевозя на стартовые площадки одноименные ракеты, огромные солнечные панели и телескопы. Сейчас же их модифицировали и используют для перемещений космических челноков Shuttle.
Сам процесс работы гусеничного транспортера выглядит так: транспортер доставляет мобильную пусковую платформу (размером с бейсбольное поле) с космическим аппаратом на борту на Стартовую площадку, где сама конструкция платформы отсоединяется и автономно устанавливается на шести опорных ногах, каждая 6,7 метров высотой.
Фото пусковой площадки
А после проведения запуска космического аппарата, гусеничные транспортеры возвращают площадку в ангар, где проводится ее подготовка к следующему запуску.
Забавно, но изначальное официальное название этого транспортного средства «гусеничный транспортер» в Америке как-то не прижилось. В самом агентстве и в народе каждому из них дали свое имя: один транспортер назвали Гансом (Hans), второго Францом (Franz). Оба они абсолютно идентичны и взаимозаменяемы, и строились с целью подменять друг друга в случае каких-либо непредвиденных ситуаций (поломок, ремонтов и т.д.). Пожалуй, единственными их различиями является то, что Ганс и Франц передвигаются по базе разными дорогами: Францу «выделена» дорога короткая, длина ее составляет 5,6 км, а Гансу приходится курсировать дорогой более длинной, протяженностью 6,8 км.
Франц и Ганс – настоящие «толстяки» и гиганты - каждый из них без пусковой платформы «тянет» на 2721 тонну. Они имеют по восемь гусеничных траков в виде четырех сдвоенных приводов, по два на одной стороне. Каждая гусеничная лента – это 57 звеньев, и только она одна весит почти тонну.
Высота транспортера - это фактически двухэтажный дом. В зависимости от конфигурации она может быть от 6,1 до 7,9 метров, а самое главное, что каждая из сторон транспортера может независимо от другой приподниматься или опускаться. Длина машины составляет 40 метров, а ее ширина равняется 35 метрам. Ну, и, разумеется, такие гиганты вовсе не могут развивать крейсерские скорости. Пустые они могут двигаться, развивая скорость не более 3,2 км\ч, в загруженном же состоянии их скорость и того меньше – 1,6 км/ч. И так как, от ангара, где происходит монтаж космической ракеты, до Стартового комплекса им приходится преодолевать расстояние примерно в 6 километров, то можно посчитать, что эти гиганты вынуждены выезжать за несколько часов до старта аппарата, дабы успеть к назначенному времени. При этом такой огромный гусеничный транспортер тратит по 400 литров топлива на километр, и значит ему нужны особой вместимости топливные баки. Обычно Франц и Ганс несут на себе почти 19000 литров топлива про запас.
Стоит особо остановиться и на специальном покрытии дорог, по которым курсируют эти «толстяки». Как вы понимаете, ни один самый крепкий асфальт или бетон долго бы не выдержали передвижения по себе таких тяжелых машин. Дорога для перевозки ракет и космических кораблей на мысе Канаверал – это две 12-метровые (в ширину) полосы, разделенные друг от друга на расстоянии 15 метров. Они состоят из четырех специальных слоев, дабы дорога выдерживала вес тяжелейших машин, не разбиваясь. Верхними слоями дороги выступают 20-сантиметровый слой речного гравия, а под ним идет 1,2-метровый слой щебня крупной фракции. Поначалу дорогу для транспортеров делали из бетона, однако, довольно быстро поняли, что буквально через несколько поездок гигантов покрытие дорог вдавливается и сильно деформируется. На сегодняшний день использование щебня и гравия пока является наиболее щадящим способом.
У Франца и Ганса по два сильнейших «сердца» - в движение их приводят две 16-цилиндровые дизельные силовые установки Cummins, каждая мощностью 2200 л.с. А электрическую систему и систему гидравлических насосов питают еще по два двигателя марки Alco мощностью 2 750 л.с., и четыре генератора мощностью по 1 000 кВт каждый. Для внутреннего и наружного освещения, а также для работы гидравлики по поддержанию платформы в строго горизонтальном положении в машинах работают два электрогенератора каждый по 750 кВт.
Управляются транспортеры из операторской кабины, которых на машине две. Совершенно понятно, что такой гигант не имеет возможности разворачиваться или двигаться задним ходом. Именно поэтому кабины управления находятся на двух противоположных сторонах машины, и оператор просто переходит их одной кабины в другую. Обслуживает этих гигантов команда из 30 человек, в которую входят инженеры различной специализации, техники и операторы.
На фото видно одну их операторских кабин гусеничного транспортера
Эти невероятно массивные машины за свою 50-летнюю службу участвовали в перевозке ракет, челноков, спутников и их комплектующих сотни раз, пройдя в общей сложности почти 6 500 километров (это примерное расстояние между Киевом и Пекином!).
Разумеется, с момента их рождения в 1965 году, транспортеры не раз были усовершенствованы и кардинально модифицированы – сообразно времени и развитию научно-технического прогресса в них заменили систему электроники и управления, силовые установки и средства системы связи. Один из самых масштабных ремонтов произошел в 2003 году. И уже в 2012 году агентство стало рассматривать различные варианты замены гусеничных транспортеров, в том числе на пневмоколесные. Однако, ни один из предложенных вариантов не отвечал предъявляемым требованиям. Поэтому существующие машины кардинально отреставрировали и модифицировали, заменив в них систему вентиляции, кондиционирования, смазки и контроля температуры, а также практически полностью обновили гусеничное шасси и силовые установки.
Благодаря чему грузоподъемность транспортеров кардинально выросла, достигнув рекордных 8-ми с лишним тонн. После такой «косметики» Ганс и Франц смогли брать себе на борт пусковую установку весом около 6 000 тонн и космический аппарат (без топлива) весом около 2 000 т.
На сегодняшний день NASA официально заявила, что агентство пока не планирует отказываться от услуг гусеничных транспортеров, считая их лучшим транспортным средством в своем роде.