пт, 2016-07-01 11:18
Поделиться
Шар, который лопнул – почему гигантские краны-дирижабли так и не взлетели

Не все появляющиеся технологии оказываются жизнеспособными. И зачастую, в этом повинна не сама идея, а сложившиеся обстоятельства, и…нехватка денег.

Иногда, читая о попытке внедрения какой-нибудь инновации, думаешь, что эта идея окажется провальной. Глядишь, а со временем она перерастает в нечто серьезное, органично встраиваясь в существующие наработки. 

Мечта

Иногда, все обстоит с точностью до наоборот, и кажется, что изобретение станет в будущем серьезным двигателем прогресса, а на деле оно оказывается «пшиком» и растворяется в воздухе, как роса поутру.

Когда человек впервые ступил на Луну в 1969 году, всем было ясно, что на протяжении ближайших 50 лет человечество колонизирует Марс. Но, сейчас на дворе 2016 год, а мы так же далеки от реализации этого плана, как и в 20-ом веке. В том же, 69-м году сверхзвуковой пассажирский самолет Concorde совершил свой первый пробный полет, а в 1973 году он доставил людей из Вашингтона в Париж всего за 3 часа 32 минуты. 

Сверхбыстрый самолет Concorde 1977 год

Но, спустя 43 года технического прогресса, сегодня это путешествие на самолете занимает 7 часов и 30 минут. Иногда кажется, что мир движется не по пути прогресса, а в совершенно ином, противоположном направлении.

И подобный «провал надежд» наблюдается не только в области космических путешествий и самолетостроении. Изобретенное Кристофером Кокерелом морское судно на воздушной подушке тоже забыто.

Морское судно на воздушной подушке изобретенное Кристофером Кокерелом

А факсимильный аппарат и кассетные магнитофоны ушли в далекое прошлое, став раритетной и никому не нужной технологией. С такими явлениями человечество сталкивается повсеместно, и машиностроительная отрасль тому не исключение.

Пятнадцать лет назад, в 2000 году, эксперты в сфере подъемной техники и специального грузового оборудования предрекали, что будущее этой отрасли - за грузоподъемными дирижаблями, массивными надувными «бегемотами», способными поднимать и доставлять объемные грузы в труднодоступные места. 

160-тонный кран-дирижабль фирмы Cargolifter AG

Тогда новатором этой идеи выступила немецкая компания Cargolifter AG, представившая на суд общественности свою мечту –летающий кран-дирижабль, который по всем законам физики и логики должен был с легкостью и успехом справляться с подъемной функцией.

Впервые появившиеся в 1880-х годах 19 столетия, и поначалу завоевавшие невероятную популярность, после 6 мая 1937 года дирижабли внезапно все вымерли. Причиной тому тогда стала чудовищная авария огромного воздушного корабля «Гинденбург», на котором случился пожар, и в огне которого погибло 35 из 97 пассажиров. 

Гибель дирижабля Гинденбург

Невероятно напуганное человечество наотрез отказалось впредь использовать это чудо аэронавтики. И, тем не менее, спустя 63 года всем показалось, что они снова снискают себе славу в качестве новейшего решения для осуществления транспортировки тяжелых грузов.

Компания Cargolifter AG была основана группой влиятельных инженеров и ученых в 1996 году, и ее основной целью была популяризация дирижаблей и разработка технологий по их использованию, как подъемного транспортного механизма для перевозки тяжелых и объемных грузов в труднодоступные места. Согласно этой идее, 1 м3 гелия способен поднимать 1 кг груза, а значит, при придании большому баллону особой формы, у него появляются большие шансы поднимать грузы весом в сотни тонн.

Летающие краны-дирижабли фирмы Cargolifter AG

Идея настолько понравилась публике, что компании быстро удалось привлечь к себе внимание, получив при этом изрядные инвестиции (в сумме около 300 млн. дойчмарок). В этом же году предприимчивые инженеры Cargolifter даже создали свой собственный аэродром Brand-Briesen для дирижаблей, который разместили на бывшей советской базе военно-воздушных сил в Брэнде (Германия). Построенный Cargolifter AG ангар для дирижаблей имел впечатляющие размеры: 360 метров длиной, 220 метров шириной и 106 метров высотой. Это здание и по сей день считается самым большим построенным ангаром в мире.

Самый большой в мире ангар фирмы Cargolifter AG

А первую модель грузоподъемного дирижабля CL160 в народе прозвали "летающим краном", ибо его огромные габариты должны были позволить воздушному баллону перевозить 160-тонные грузы на большие расстояния. При этом, точность помещения грузов в месте доставки, якобы, измерялась сантиметрами.

В 2000-м году идея компании Cargolifter настолько увлекла немецкий народ и правительство Германии, что фирму даже посетил  канцлер Герхард Шредер, а стоимость ее акций невероятно подскочила на Франкфуртской фондовой бирже. Тысячи простых граждан вкладывали в предприятие деньги, искренне веря в успех. В итоге, 60-ью процентами акций будут владеть частные инвесторы, Cargolifter AG станет активно сотрудничать с такими компаниями, как Airbus, Boeing, General Electric, Liebherr, Rollce-Royce и BAE Systems, и на предприятие заказы станут сыпаться, как из рога изобилия.

В том же году, Cargolifter AG создала меньший, диаметром 61 метр и общей высотой 85 метров, транспортный баллон модели CL75 АС, наполненный гелием в объеме более 110 000 м3, и имеющий грузоподъемность 75 тонн. 

75-тонный кран-дирижабль CL75 АС фирмы Cargolifter AG

Он мог развивать скорость до 70 км/ч, доставляя груз на расстояния в 250 км, и его запуск должен был ознаменовать начало новой эры подъемной транспортной техники. 

Испытания летающего крана CL75 АС

Первым заказчиком и покупателем этого воздушного средства стала канадская нефтепромышленная корпорация «Heavy Lift Canada, Inc», перед которой стояла задача  доставлять тяжелое оборудование в удаленные арктические районы Канады. В этих местах, где заснеженные, обледеневшие дороги могут эксплуатироваться на протяжении только нескольких месяцев в году, тяжелая техника не могла быть использована, и на летающий кран-дирижабль возлагали большие надежды.

12 июня 2001 года был проведен его первый тестовый полет, который оказался весьма успешным. И в декабре 2002 года за кругленькую сумму в $10 млн. канадцы должны были получить его по договору (данный договор, кстати, предполагал покупку 25 летающих кранов-баллонов).

Но, уже в январе 2002 года стало известно о финансовых трудностях Cargolifter AG, руководство которого так широко развернулось в масштабах планирования, что не заметило, как потратило все средства, не совершив еще ни одного успешного оплаченного перелета. К тому же все чаще стали звучать мнения специалистов, говорящих о несостоятельности данной подъемно-транспортной технологии. Спустя годы эксперты действительно выяснят, что летающие краны Cargolifter были плохо спроектированы, и скорее всего, первый полет с грузом закончился бы фиаско. 

Чертежи летающих кранов-дирижаблей Cargolifter

Ко всему прочему, вскоре выяснилось, что канадская нефтепромышленная корпорация «Heavy Lift Canada, Inc» оказалась новоиспеченной фирмой с сомнительной репутацией и пустыми банковскими счетами, а значит, все их заявления о покупке 25 летающих кранов были пустышкой. В результате, 7 июня 2002 года компания Cargolifter AG была объявлена банкротом, а спустя месяц, произошедший в Брэнде шторм, уничтожил единственную созданную модель летающего крана CL75 АС.

Этот крах столь, казалось бы, потенциальной технологии был похож на аварию дирижабля «Гинденбург» в 1937 году. Как оказалось, мечты о создании огромных шаров, способных перевозить многотонные грузы, являлись утопией. Собрав за всю свою недолгую историю около 350 млн. Евро на проект, компании Cargolifter требовалось еще минимум 370 млн. для его реализации, а за это никто не был готов столько заплатить.

Краны-дирижабли Cargolifter AG

Специалисты Cargolifter имели захватывающее видение будущего, которое, как им казалось, может привести к революции в подъеме грузов и их транспортировке. Но, реальность оказалась «тяжелее» этих грузов, разрушив мечты об огромных дирижаблях-кранах.

Сейчас имя Cargolifter не полностью забыто, ведь после смерти известной компании ей на смену пришла фирма CL CargoLifter GmbH & Co., ставящая перед собой менее амбициозные планы поднимать и переносить с помощью наполненных водородом 15-метровых шаров небольшие грузы весом в 1 тонну на высоту 200 метров и на расстояние до нескольких сот метров. 

15-метровые современные летающие краны Cargolifter

И хотя мечта о летающих кранах, как видите, жива и поныне, она приобрела более скромные и реалистичные масштабы. 

Теги Краны

Комментарии