В наши дни, пожалуй, самой популярной спецтехникой в мире заслуженно считается мини-погрузчик. Дело в том, что эти миниатюрные машинки необычайно универсальны, и могут выполнять любую миссию – от проведения земляных работ на дачном участке до бурения грунта и разрушения строений. Но, также они и невероятно подвижны благодаря особому устройству шасси, в котором каждая из его сторон может двигаться независимо от другой. Именно поэтому они умеют крутиться на месте и даже своеобразно танцевать, то есть их можно использовать для работ в условиях очень ограниченного пространства.
Но, оказывается, еще задолго до их появления существовала техника, которая конструктивно имела такой же принцип работы шасси. И изобрел ее великий инженер, отец практически всех землеройных машин, которыми мы сегодня пользуемся, американец Роберт Гилмор ЛеТорно.
Еще в далекие 40-е годы прошлого века ему удалось сконструировать первый в мире пневмоколесный бульдозер, который был способен развивать рабочую скорость, гораздо большую, чем гусеничный транспорт. Эту технику он называл торнадозером (тournadozer), и основной принцип его движения заключался в независимости работы одной стороны шасси от другой, что сейчас называют принципом «бокового поворота».
Но, конечно, его торнадозер совсем не был похож на современные мини-погрузчики, и главным его отличием от них был колоссальный размер.
В конце 30-х годов ЛеТорно считал, что эффективной работе строительной техники мешает тяжеловесность и тихоходность металлических гусеничных траков. Он хотел создать такую машину, которая, невзирая на свои габариты и огромную мощность, могла бы развивать бОльшую скорость.
Все пять торнадозеров были самоходными, использовали принцип шасси с боковым поворотом, а также оснащались электрическим приводом управления отвала.
Самый большой из них модели А был оборудован мощным «сердцем» - 750-сильным судовым двигателем Packard, работающим на газе. Этот колесный бульдозер имел отвал шириною почти в 5 метров, и при этом был способен развивать скорость 23 км/ч, что на то время было совершенно невиданным.
Для сравнения: сегодня самым быстрым бульдозером в мире является колесная модель 834H Caterpillar, которая умеет развивать скорость до 38,5 км/ч.
Модель торнадозера A в 1948 году была выставлена на Road Show в Чикаго, получив на нем звание самого большого бульдозера из когда-либо построенных человеком (на тот момент, разумеется).
Торнадозер модель В
Но, позже она плохо показала себя в полевых испытаниях, и никогда так и не эксплуатировалась.
Вторая модель торнадозера имела индекс М и оснащалась 300-сильным двигателем, третья, модели B, имела движок в 143 л.с., модель D вообще оказалась неудачной, а вот торнадозер C был выпущен и продан тысячами.
Изначально он был оснащен 160-сильным дизельным двигателем американской марки Buda, и трансмиссией "Tournamatic". В 1949 году он претерпел модификацию и получил в названии индекс "Супер С". На этот торнадозер в зависимости от пожеланий покупателя устанавливали либо двигатель General Motors 6-71 мощностью 186 л.с. или Cummins HRB-600 силой в 165 лошадок.
Оснащенный отвалом шириной 3,5 метра, бульдозер "Супер С" весил 14,5 тонн, и при этом умел передвигаться со скоростью до 30,5 км/ч!
Оказалось, что идея использования колесного шасси с боковым разворотом в большом бульдозере идеально подходит для выполнения им таких задач, как уборка снега, перемещение грунта, корчевание деревьев, а также для использования в виде тягача. Умение развивать торнадозером Супер С большую скорость сделали его невероятно популярным, и долгое время он трудился на многих крупных строительных и горнодобывающих объектах.
Торнадозер модель С
В 1953 году ЛеТорно продал свое предприятие и патенты на все землеройные машины. Его права и производство купила компания Westinghouse, но, вплоть до 1972 года она продолжала успешно выпускать торнадозер Super С, лишь заменив его двигатель на более мощный – силой 218 л.с.