Хватит ли человечеству лития для перевода техники на электропитание

пт, 2017-08-11 14:12
Поделиться
Хватит ли человечеству лития для перевода техники на электропитание

На сегодняшний день спрос на литий-ионные аккумуляторные батареи растет как на дрожжах. Уже, наверное, не осталось ни единого автопроизводителя, который бы в ближайшее время не планировал начать выпуск электромобилей. Помимо транспортных средств, литий-ионные батареи используют в спецтехнике, инструментах, оборудовании и бытовой электронике, что естественным образом повышает на них спрос. Но, хватит ли человечеству для этого лития? 

Литий-ионные батареи

Вообще, считается, что литий – это простой в обращении, мягкий щелочной металл, но, оказывается, его добыча и переработка – дело непростое.

Сейчас, чтобы получить в свое распоряжение литий-ионные батареи, автопроизводители и иные выпускающие компании, должны сразу подписывать многомиллионные и многолетние контракты с поставщиками этого продукта. А сам литий при этом, можно добыть лишь из двух источников: твердой породы и из рассолов некоторых сильносоленых озер. 

В природе литий никогда не встречается в чистом виде, это элемент, добываемый из минералов слюды лепидолита и пироксена сподумена. По примерным оценкам, в земной коре его содержится около 21 грамма на тонну, в морской воде – 0,17 миллиграмм на литр. И месторождения лития сейчас найдены лишь в Чили, Боливии, США, Аргентине, Конго, Китае, Бразилии, Сербии и Австралии.

В 2015 году во всем мире было добыто около 32,5 тыс. тонн лития и его соединений, а крупнейшими его экспортерами стали Австралия, Чили и Аргентина.

Много лития добывается из соляных озер, в которых присутствует концентрация так называемого хлорида лития. Добывают его путем выпаривания воды на солнце, после чего полученные соли подвергаются дальнейшей переработке. В этом случае содержание лития в растворе достигает максимум 1 %.

Добыча лития из соляных озер

Остальной литий добывают из твердых пород - минерала сподумена. Однако, выделение лития, требуемого для производства литий-ионных батарей - занятие весьма непростое и дорогостоящее (описывать его мы не будем, так как понять этот процесс сможет, пожалуй, только профессионал). Но, как вы теперь понимаете, создание и наладка производства этого сырья – дело дорогостоящее и длительное, на которое требуются годы. Именно поэтому уже сейчас многие эксперты бьют тревогу об ожидаемом дефиците лития. 

Добыча лития из твердых пород

К примеру, известная на весь мир британская консалтинговая компания «Roskill» уже сейчас прогнозирует, что при сохранении сегодняшних объемов добычи и производства лития, к 2025 году его дефицит составит 26 тыс. тонн (как помните, сейчас добывается порядка 32,5 тыс. тонн). Добывающие предприятия сегодня заявляют, что они готовы расширить свои производства, но для этого им нужны очень убедительные гарантии – долгосрочные подписанные контракты, которые в будущем не смогут быть расторгнуты.

В любом случае, по мнению специалистов данной отрасли, чтобы нынешний стиль перехода различной техники на электропитание оказался успешным и реалистичным, литий должен быть не только легкодоступным сырьем, но и добываться в больших количествах. Только так литий-ионные батареи, а значит, и транспортные средства на них смогут подешеветь. Ведь, сегодня, именно цена на литий-ионные аккумуляторы является серьезным препятствием для крупномасштабного производства электромобилей – слишком дорогие, они пока плохо конкурируют с бензиновыми и дизельными. Так что у компаний, которые в ближайшее время смогут наладить добычу и производство лития, очевидно, большое будущее.

Теги ЭлектромобилиКарьерыМеталлы

Комментарии