Восторгаетесь технологиями, производимыми одним из самых громких предприятий в мире компанией Tesla? Поражаетесь таланту Илона Маска и восхищаетесь его неутомимостью? Но, увы, у каждой монеты есть своя обратная сторона, и совсем недавно в прессу просочилась информация о том, в каких условиях работает как сама эта компания, так и ее сотрудники.
К сожалению, как оказывается, быт завода Tesla совсем не похож на райскую идиллическую картинку, а его рабочие вкалывают на производстве, словно проклятые. Разумеется, данная информация вовсе не свидетельствует о том, что подобное построение бизнеса достойно осуждения. Но, все же объективности ради стоит знать, что идеи создания удивительных электрокаров, инновационной солнечной черепицы, емких батарей и покорения космоса делают реальными простые люди, которым, как оказалось, живется весьма непросто.
Многим кажется, что заводы Tesla – это место средоточия самых современных технологий, где служащие наравне с суперточными роботами и машинами создают продукты, которыми впоследствии восторгается весь мир. Создается ощущение, что работа там отлажена, а сотрудники лишь нажимают кнопки, взамен за этот нехитрый труд получая баснословные гонорары. Однако, оказывается, все обстоит с точностью до наоборот – на заводах этой компании трудится много людей, которые по-прежнему большую часть работы выполняют вручную.
Некогда произнесенные Илоном Маском обещания уничтожить углеродозависимую автомобильную промышленность, в свое время резко подняли стоимость акций Tesla, сделав ее более популярной, чем Ford и General Motors. Но, недавно несколько сотрудников этого предприятия рассказали журналистам газеты «The Guardian», насколько изнурительной является их работа, и как часто сотрудники из-за условий труда оказываются в больницах.
Как выяснилось, только за период с 2014 года и по сегодняшний день на заводы Tesla, где трудится более 10000 человек, сотни раз вызывались машины скорой помощи. В большинстве случаев причиной тому становились обмороки, головокружения, судороги, нарушения дыхания и боли в груди, вызванные переутомлением и голодом. Часто здесь случались и производственные травмы.
На просьбу пояснить эту информацию, сам Маск признал, что его сотрудникам «приходится работать много и долго, по много часов кряду», но он «заботится об их здоровье и благополучие». Также он добавил, что вопреки распространённому мифу об успешности своего бизнеса, на самом деле капитализация компании Tesla (ее сейчас оценивают в $ 50 млрд.) раздута, и предприятию приходится тяжело конкурировать с крупными американскими, китайскими и европейскими автопроизводителями.
«Я считаю, что рыночная оценка нашей компании не соответствует действительности», - сказал он, подчеркнув, что Tesla производит только 1% от общего объема продукции, выпускаемой General Motors.
«Поверьте, мы не просто жадные капиталисты, решившие экономить на безопасности своих сотрудников, дабы получать громадные прибыли. Это вопрос нашего выживания, от которого зависит сохранение большого количества рабочих мест».
Однако, не взирая на это, рассказы 15 нынешних и бывших работников заводов Tesla заставляют задуматься над правильностью построения бизнеса Илона Маска. Они жалуются на долгие часы работы под сильным физическим и психологическим давлением, иногда через боль и даже травмы.
«Я видел, как люди падают в обмороки, разбивая лицо и головы о технику. И они продолжают лежать на полу, пока не приедет скорая», - поясняет один из служащих.
«Рядом со мной работал коллега. Не знаю, сколько суток подряд. Он просто работал, работал и работал, пока не упал», - вторит ему другой.
Конечно, все они подтверждают, что трудиться на заводе Tesla – это все равно, что находиться в «раю машин», но на нем по-прежнему многие работы выполняются вручную.
Очередь за элктрокарами Tesla
Видимо, Tesla, оказавшаяся сегодня как бы на стыке старого построения производства и внедрения новых технологий, стала ярким примером, как все возрастающие требования рынка просто не могут быть так быстро реализованы. Обещания Маска спускать с конвейера порядка 500000 автомобилей в 2018 году (это 495-процентный прирост по сравнению с 2016 годом), в реальности сегодня базируются не на производительности роботов, а все более изнурительной работе людей.
Уже несколько работников завода Tesla завели свои личные блоги, дабы показывать общественности фотографии и видеосъемки производственных площадей предприятия, наполненных людьми. Как пишут некоторые из них – «это реальность, очень отличающаяся от фотографий, на которых завод Tesla демонстрируется, как напичканный лишь роботами и машинами».
Другие жалуются, что изначально мечтающие попасть на столь «высокотехнологичное предприятие, как Tesla», в итоге теперь имеют межпозвонковые грыжи и инвалидность.
Конечно, судя по полученным свидетельствам, кажется, что самыми сложными временами для работников компании стали первые годы начала производства. Сейчас же условия несколько изменились – травматичность и часы переработки уменьшились, но все равно пока остаются довольно высокими в сравнении со средними показателями по отрасли.
Увы, ни подтвердить, ни опровергнуть слова работников журналистам не удалось - на официальный запрос Tesla ответила отказом. Однако, ее представители написали о решении ввести на производстве третью смену, а также специальную группу экспертов по технике безопасности и улучшению условий труда. Сам же Маск утверждает, что его рабочий стол «расположен в самом худшем месте на заводе, где круглосуточно все шумит и движется».
«Это не какой-то удобный, сияющий белизной офис, как вы можете себе представить». Он также поведал, что в 2016 году ему частенько доводилось спать в спальном мешке прямо на полу своего некомфортного офиса. «Я, также, как и мои рабочие, терпел неудобства и вкалывал сутки напролет». «Мы делаем будущее, меняем мир, пытаемся ускорить появление чистого транспорта и чистой энергии, а не просто зарабатываем деньги», - добавляет он.
Однако, а отличие от владельца компании, его сотрудники, ранее также испытывавшие гордость за свою работу, былой энтузиазм растеряли, и теперь говорят о «массовом разочаровании». Причиной тому становятся множественные травмы и тяжелые заболевания, которые в итоге, лишают их возможности продолжать работать. Не менее тяжело переносится и постоянный стресс невыполнения «плана» и своевременного исполнения заказов - еще в октябре 2016 года на заводах Tesla рабочий день измерялся 12-ю часами. Только в этом году рабочее время и время переработок было сокращено.
Впрочем, представители компании утверждают, что жалобы 15 человек не отражают действительность – «на наших заводах работает более 10000 сотрудников, среди них всегда найдутся те, кто недоволен. Мы постоянно совершенствуем стандарты безопасности. Некоторое количество травм неизбежно, но наша цель –свести их к минимуму, и стать самым безопасным в мире заводом автомобильной промышленности».
Пока же видно, что свои амбициозные обещания Илон Маск старается выполнять. В течение первых трех месяцев 2017 года его завод уже выпустил более 25000 автомобилей, что является рекордом для Tesla. Но, чтобы выполнить планы 2018 года, ему придется ускорится в 5 раз.