Современный рынок просто завален разнообразными моделями оборудования для нагнетания воздуха, и когда непрофессионал в растерянности изучает технические характеристики, то с трудом может понять, какой агрегат выбрать для покраски гаража: с W-образным расположением цилиндров или с двумя ступенями сжатия ? Несмотря на большое количество модификаций, в основе работы любого компрессора лежит один и тот же принцип. В корпусе агрегата спрятаны поршни, которые приводит в движение электродвигатель или дизельный мотор через коленвал и шатун. В определенный момент в цилиндре возникает разреженное состояние, поэтому через всасывающий патрубок закачивается атмосферный воздух, который должен преодолеть усилие пружинной заслонки. На входном отверстии обязательно находится фильтр, собирающий пыль и мусор. Во время обратного хода поршня воздух сжимается под большим давлением в цилиндре и направляется в нагнетательный патрубок. При очень быстром вращении всех частей агрегата на выходе создается необходимая нормативная мощность, которой достаточно для запуска пневмоинструмента или краскопульта.
Существует несколько классов компрессоров, отличающихся производительностью и габаритами. Для бытовых целей — работы в гараже, саду и загородном доме — подходят двухцилиндровые агрегаты с жесткой связью между коленвалом и электроприводом. Такая конструкция позволяет уместить весь механизм в очень компактном корпусе. Компрессор можно буквально переносить на руках и хранить в небольшом ящике. Компании-изготовители уверяют, что производительность компактных моделей составляет от 100 до 200 л/мин. Тут надо учитывать, что у привода с прямой передачей есть хитрый коэффициент, который никогда не равен единице, а составляет всего 0,6. Это значит, что при выборе агрегата по производительности от указанной в паспорте цифры сразу отнимайте 30-40%. На мини-компрессоры очень важно установить фильтр для влаго- и пылезащиты, иначе запчасти подвергнутся коррозии.
Полупрофессиональные агрегаты могут питать воздухом более серьезные пневматические инструменты, которые применяются в строительстве и для ремонта дорог. В конструкции активно используется масло для смазки, что позволяет значительно снизить температуру поршневой группы во время работы. В «холодном» состоянии компрессорная установка можно интенсивней эксплуатироваться: она реже отключается от перегрева. Производительность полупрофессиональных агрегатов составляет 170-400 л/мин. Они применяются в автомобильных и мебельных мастерских, а также при мелкосерийном выпуске изделий.