Как создавались первые индивидуальные летающие аппараты

ср, 2017-08-30 13:22
Поделиться
Как создавались первые индивидуальные летающие аппараты

Многие амбициозные инженеры мира вот уже много лет пытаются создать эффективный и работоспособный летающий автомобиль, который, по их мнению, мог бы не только дать возможность каждому человеку почувствовать себя пилотом, очень быстро перемещаясь из одной точки в другую, но и сумел бы решить проблему современного городского загруженного трафика. Только в этом году сразу шесть компаний заявляло о создании своего первого в мире летающего автомобиля – в гонку по изобретению инновационного транспорта будущего включились даже такие машиностроительные гиганты, как Toyota и Airbus. 

Летающий автомобиль

Но известно ли вам, что одни из самых первых в мире прототипов индивидуальных летающих средств начали создаваться более 60 лет назад, в далеких 50-х годах, и тогда их разработкой занималась армия США, желающая иметь в наличии компактные, малошумные и юркие летающие аппараты для проведения авиаразведки.

Их разработкой сначала независимо друг от друга, а затем и совместно занимались две американские компании – «Hiller Aircraft» и «De Lackner Helicopters» в рамках контрактов с Управлением морских исследований ВМС США.

Конечно, тогда эти устройства и внешним видом, и техническим решением мало походили на сегодняшние разработки. Но, все они точно могли поднимать человека в воздух, перемещая его на небольшие расстояния.

Летающая платформа Hiller VZ-1 Pawnee

Первым, кому удалось построить действующее индивидуальное летающее средство, стала калифорнийская вертолетостроительная компания «Hiller Aircraft», создавшая в 1953-1956 годах две модификации своего необычного устройства: первая модель называлась ONL 1031-A-1, вторая, более крупная - VZ-1 Pawnee.

Летающая платформа Hiller VZ-1 Pawnee

Визуально оба аппарата выглядели, как «летающая платформа», состоящая из круглого кожуха, выполненного из дюралюминия, в котором были спрятаны два соосных винта, приводимых в движение посредством вертолетной передачи силой двух двигателей: платформу ONL 1031-A-1 поднимали в воздух движки Nelson H-59 мощностью 44 л.с., VZ-1 Pawnee оснащался силовыми установками Nelson H-56 с воздушным охлаждением и мощностью 40 л.с.

На кожухе сверху находилась платформа для пилота, пульт управления и навигационное оборудование. Вертикальный взлет эти «летающие сковородки» осуществляли посредством увеличения оборотов винтов, а вот управление направлением движения проводилось за счет наклона корпуса пилота в ту или иную сторону. Совершать эти повороты туловища ему приходилось очень аккуратно, каждый раз рискуя упасть на землю вместе с аппаратом. 

Изобретателем данной концепции нового вида летающих средств стал сотрудник НАСА Чарльз Циммерман, который считал, что базой управляемости предлагаемых им воздушных средств должен стать так называемый «кинестетический» контроль – управление машиной с помощью движения корпуса пилота.

Первый официальный тестовый полет «летающей платформы» VZ-1 Pawnee состоялся 9 февраля 1955 года. Тогда устройство сумело продемонстрировать довольно неплохие аэродинамические свойства и относительную стабильность, однако на военных не произвело должного эффекта. 

Летающая платформа Hiller VZ-1 Pawnee инструкция

Не взирая на то, что VZ-1 Pawnee весьма сносно летал, армейские чиновники забраковали его слишком малые габариты, низкий уровень набора высоты и тихоходность. В результате, аппарат был признан негодным для применения в разведывательных операциях, и программа по их созданию была свернута уже к 1963 году.

Известно, что всего было построено 6 таких устройств, отличающихся друг от друга только размерами и мощностью силовых установок. До сегодняшнего дня сохранилось только два образца, и оба они находятся в американских музеях истории авиации.

Летающий мотоцикл HZ-1 Aerocycle

А вот этот аппарат, на самом деле, являлся первым в мире прототипом, скорее даже не летающего автомобиля, а того, что сейчас принято называть ховербайком – летающим мотоциклом. 

Летающий мотоцикл HZ-1 Aerocycle

HZ-1 Aerocycle, также известный как YHO-2, выпускался другой американской компанией - «De Lackner Helicopters», с которой сотрудничал все тот же Чарльз Циммерман. Изначально предполагалось, что разработанным им летающим мотоциклом сможет управлять даже неопытный пилот после 20-минутного инструктажа. А назначением этой машины станет помощь в проведении авиаразведки. По задумке разработчиков, аппарат должен был поднимать в воздух не менее 54 кг, и совершать полеты дальностью 80 километров.

Как видно на фото, HZ-1 Aerocycle, построенный в 1955 году, заметно отличался от VZ-1 Pawnee, и являлся неким гибридом вертолета и мотоцикла, снабженным двумя большими, 4,6-метровыми в диаметре, соосными винтами. Его силовой установкой также выступал двигатель мощностью 40 л.с. производства Mercury Marine. Двигаясь в противоположных направлениях, винты придавали устойчивость платформе, на которой стоял пилот, защищенный от падения в «мясорубку» винтов лишь несколькими ремнями безопасности. 

И, очевидно, учтя негативный опыт «летающей платформы» VZ-1 Pawnee, для управления аппарат HZ-1 Aerocycle был оснащен рулем, внешним видом схожим с мотоциклетным. Именно с помощью этого руля должно было осуществляться управление высотой и скоростью устройства. А вот смена направления движения проводилась также, как и в мотоцикле – путем наклона туловища пилота в нужную сторону. К шасси HZ-1 Aerocycle подсоединяли или особые воздушные баллоны, которые должны были позволять машине приводняться, или колеса от вертолета.

Ховербайк HZ-1 Aerocycle

В январе 1955 года первый в мире летающий мотоцикл прошел свои тестовые испытания, неожиданно показав еще меньшую, чем его предшественник, приспособленность к осуществлению полетов. Управлять им было сложно, ибо эта машина оказалась неповоротливой и малопредсказуемой. 

Летающий мотоцикл HZ-1 Aerocycle 1

Стало ясно, что мечта о доступности овладеть управлением этой машиной каждому необученному пилоту, так и останется мечтой. На низкой высоте винтокрылый мотоцикл поднимал клубы грязи и пыли, забрасывая их прямо в лицо пилоту, угрожая оставить слепым. В итоге, всем стало ясно, что над концепцией подобного аппарата, очевидно, придется еще поработать.   

Аэроцикл несколько раз переделывали, в общей сложности совершив 160 тестовых полетов, в ходе которых аппарат сумел продержаться в воздухе порядка 15 часов. Но все результаты испытаний были малоутешительными – аэроцикл постоянно терял равновесие, врезался винтами в землю, и в итоге было решено, что концепция «личного летающего транспорта» на кинестетическом управлении не оправдала ожиданий. В 1956 году и этот проект был окончательно свернут. 

Теги ТранспортВоенная техника

Комментарии