На днях на китайском канале CCTV.com появилось видео (смотрите данное видео в конце статьи), в котором утверждается, что, якобы, ученым Поднебесной удалось-таки создать, считаемый большинством ученых мира гипотетическим, микроволновой ракетный двигатель EmDrive. Рекламное видео утверждает, что ученые сумели построить рабочую версию безтопливной силовой установки, которая, дескать, может доставить человека на Марс буквально за 10 недель.
Что такое EmDrive?
Данную концепцию двигательной установки впервые в декабре 2002 года предложил британский исследователь Роджер Шойер, возглавляющий исследовательскую аэрокосмическую компанию «Satellite Propulsion Research». По его мнению, будущее ракетных двигателей – за силовыми установками, состоящими их магнетрона, генерирующего микроволны, и резонатора, накапливающего энергию его колебаний. Якобы, при этом создается тяга, которую невозможно объяснить законом сохранения энергии. То есть, по факту, двигателю EmDrive не требуется никакое топливо, а сам он технически является микроволновкой в форме усечённого конуса, на узком конце которого находится СВЧ-излучатель.
Роджер Шойер со своим двигателем EmDrive
Первый действующий прототип EmDrive был создан Роджером Шойером в 2002 году. Утверждалось, что это устройство может развивать усилие 0,02 Н, а спустя несколько лет было объявлено о том, что такой модифицированный двигатель уже может развивать усилие порядка 0,1 Н.
Но мировое научное сообщество не поверило в это изобретение, назвав полученные результаты либо ошибкой, либо мистификацией. С тех пор создать легендарный EmDrive кто только не пытался, однако, все эти попытки закончились неудачей. На сегодняшний день считается, что подобный двигатель невозможен, ибо принцип его работы нарушает законы физики.
И вдруг, спустя столько лет, Китай заявляет, что ему удалось построить «невозможный» двигатель, при этом не сообщая никаких технических подробностей изобретения. Просмотрев это видео, во-первых, сразу становится ясно, что Китаю с какой-то целью захотелось раздуть новую интригу вокруг данной концепции. А, во-вторых, в нем очень уверенно заявляется, что Поднебесная, используя данный двигатель, собирается скоро отправится в дальние космические путешествия.
Так чем же сегодня можно назвать эту новость – фейком или правдой?
На самом деле, ситуация в научном сообществе относительно того, возможен ли EmDrive, очень неоднозначна. Конечно, большинство физиков заявляют, что, если функционирование данного двигателя не вписывается в теоретические законы, то значит, его существование невозможно. Но, находятся и те, кто говорит, что эти законы нами просто могут быть пока не открыты, и отвергать существование EmDrive – значит, не верить в прогресс.
В реальности же, попытки построить действующий EmDrive предпринимали многие. Заявлялось, что с 2008 по 2010 китайцы изучали эту возможность, и сумели построить двигатель, развивающий усилие в 0,72 Н. Его прототип был описан в научном журнале, однако, спустя несколько лет сами же авторы опровергли результаты исследований, признавшись в множестве ошибок.
А в ноябре 2016 года о прорыве в данной области заявляла и группа ученых из НАСА. Их будто бы действующий прототип развивал тягу в 1,2 миллиньютона на киловатт. Но и это «открытие» вызвало лишь многочисленные споры, а не уверенность. Ведь даже сами авторы этого изобретения не смогли под него подвести теоретическую базу. В итоге, их высмеяли, а об открытии забыли. И не взирая на то, что некоторые СМИ описали создание учеными НАСА двигателя EmDrive, как свершившийся факт, на деле само агентство говорит о нем, как о " небольшом проекте, который не привёл к практическим результатам".
Но, сторонники идеи микроволнового безтопливного двигателя эти неудачи объясняют просто: если что-то не соответствует теориям, значит, это неправильная теория. Или другими словами: если какое-то открытие не вписывается в наше представление о законах физики, значит, вполне вероятно, эти законы пока не открыты. И значит, теоретически тяга, продуцируемая магнетроном и резонатором, может создаваться.
Так что, все же объявлять EmDrive «невозможным» двигателем, быть может, и не стоит. Вероятность его создания хоть и очень мала, но не нулевая, и только время сумеет показать, кто был прав в данном вопросе.