Технологии не стоят на месте. Общедоступному интернету и мобильному телефону уже исполнилось что-то около 30 лет, смартфону с его множеством приложений - стукнуло 10, и каждый день наука изобретает для нас что-то новое, удивляя и делая мир комфортным. Но вот экскаваторы – самая распространенная землеройная спецтехника, за последние 40-50 лет конструктивно мало в чем претерпела изменения, по большому счету приобретя лишь бортовые компьютеры, системы контроля и более сильные двигатели.
Но, ведущие производители спецтехники тоже задумываются над этим вопросом, втайне разрабатывая в своих конструкторских бюро новые концепции футуристичных машин, и периодически «выкатывают» публике анимированные изображения экскаваторов будущего.
К примеру, у компании Volvo такой прототип появился еще в 2009 году, а у Hyundai - в 2014, но обе показанные ими машины, по сути, были довольно схожи.
Экскаватор будущего от Volvo
Вместо двух традиционных металлических, расположенных параллельно, гусеничных траков, обычно предоставляющих экскаватору довольно ограниченную маневренность, их оснастили четырьмя независимыми передвижными опять-таки гусеничными системами, «обутыми» в какой-то резиноподобный материал.
Экскаватор будущего от Hyundai
Предполагалось, что каждая из «ног» такого экскаватора будет представлять собой автономный полноповоротный «орган», вращающийся, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. В итоге, землеройная техника сможет «вставать на дыбы», то есть подниматься на своих «ногах», поставленных вертикально, а также приобретет невероятную подвижность и мобильность.
А вот совсем недавно стало известно, что вопросом кардинального изменения конструкции экскаватора будущего озадачилась китайская компания Sany, которая изобрела прототип экскаватора будущего, абсолютно ни на что не похожего. Главной его особенностью можно назвать инновационную систему шасси, которое не назовешь ни гусеничным, ни колесным.
Экскаватор будущего от Sany
Его органы движения – это большие вращающиеся сферы на паучьих коленчатых «ногах», подсоединенных к технике шарнирными «коленными суставами». Благодаря таким «гибким коленкам», умеющим брать на себя энергию удара на ухабах, а также сферическим колесам, приспосабливающимся к любой сложности рельефа, обеспечивается высокая проходимость машины и ее устойчивость в условиях бездорожья.
Помимо этого, кабину экскаватора производитель решил и вовсе физически не соединять с ходовой, заставив парить благодаря силе магнитного поля. Так по мнению разработчиков будет достигнуто нулевое трение, а значит, и нулевой износ.
И, конечно же, шум, сжигание ископаемого топлива и дизельный двигатель, загрязняющий воздух, уйдут в прошлое, замененные на электрические силовые установки и топливные элементы, работающие на водороде. Это позволит большой спецтехнике наконец-то стать тихой, чистой, плавной и экономичной, без потери силы, мощности и производительности.
Впрочем, не смотря на всю красочность и эффектность данного проекта, его, как и в случае с прототипами Volvo и Hyundai может постигнуть участь обрушившегося шквала критики. Ведь, видео, размещенное этими компаниями, в свое время получило в разы большее количество негативных комментариев, чем восторженных. Многие из пользователей писали, что напичканная огромным количеством электроники спецтехника, начинает представлять собой не машину для трудной работы, а некий габаритный гаджет, в котором электроника может постоянно выходить из строя, и для ее починки будут требоваться специалисты-компьютерщики, берущие за это большие деньги. Они предполагали, что чем больше в тяжелой машине появится деталей, тем сложнее и дороже будет обходиться ее эксплуатация.
Другие комментировали увиденное, как вещь однозначно впечатляющую, однако, явно не приспособленную для тяжелых условий труда стройки и карьеров. Они пеняли разработчикам на их отсутствие опыта вождения и управления спецтехникой, и шутили, что изобретенное ими оборудование, вероятно, больше годится для эксплуатации на Марсе, чем на Земле с ее физическими законами.
Однако, вполне вероятно, что такой скептицизм пользователей может объясняться их моральной неготовностью к серьезным технологическим изменениям. В конце концов, в начале 20-го века человечество также неохотно принимало появление электрики, автомобилей на дорогах и тракторов в полях.
Обычных людей эти «дьявольские изобретения сумасшедших ученых» пугали, никто не знал, как они поведут себя в работе, и каких усилий и специалистов потребуют для обслуживания. Но, спустя годы все устаканилось, на свет родились новые специальности и профессионалы, а без техники и электричества человечество просто не может обойтись.
Но, скорее всего, в ближайшее время, самым главным изменением в конструкции спецтехники станет ее уход от использования ископаемого топлива и переход на электричество. А более глобальные изменения появятся не раньше, чем через 10-20 лет.