На прошлой неделе в сейсмологической лаборатории Университета Невады в Рино был проведен первый в мире эксперимент по тестированию полномасштабной 91-тонной модели моста на его конструкционные возможности выдерживать сильные землетрясения. Причем, данной проверке подвергся не обычный мост традиционной конструкции, а мостовое сооружение, сделанное по новой технологии.
На сегодняшний день мосты, в принципе, уже имеют конструкцию, которая способна не разрушаться от мощных земляных толчков. Но, землетрясения большой магнитуды все равно часто наносят мостам непоправимый вред, делая их дальнейшую эксплуатацию опасной и невозможной.
Новая технология призвана придать мостовым сооружениям ранее неведомую им гибкость и подвижность, которая предотвратит появление трещин в арматуре, бетоне и основных несущих конструкциях.
Для этих целей инженеры лаборатории разработали особый тип пластичного сверхпрочного бетона марки UHPC и подвижных разъемов для соединения сборных деталей моста. Также в его конструкции используются гибкие арматурные трубы, выполненные из металлического сплава с примесями титана. Эти трубы закреплялись в несущих колоннах и соединялись с полыми параллелепипедами из того же материала, которые закладывались в балки, несущие мостовое полотно. При этом, между трубой и стальным контейнером балки существовал зазор, позволяющий балке свободно смещаться, не деформируя при этом несущую трубу.
Данная технология, по мнению ученых, придаст мостовыс соединениям способность изгибаться под мощными силами извне, а не ломаться и трескаться, как это происходит с традиционными мостами.
И чтобы подтвердить теоретические выкладки данной разработки, инженеры построили полномасштабную 91-тонную 21-метровую двухпролетную модель моста, которую на протяжении 30 секунд подвергли тестированию на гигантской сейсмоплатформе с гидравлическим приводом, имитирующей 7,5-балльное землетрясение. Результаты испытаний фиксировались с помощью более 400 датчиков - потенциометров, преобразователей, тензодатчиков и акселерометров, которые снимали цифровые данные, демонстрирующие поведение моста и все появляющиеся в нем повреждения.
В итоге, полученные данные оказались даже лучше, чем ожидалось – мост под воздействием мощных толчков двигался и немного прогибался, но во всей его конструкции не появилось практически ни единой трещины.