Автономные транспортные средства и беспилотные грузовые автомобили могут стать страшным орудием в руках преступников, если автопроизводители в ближайшее время не примут особые меры по защите своих продуктов от хакеров.
Такое мнение все чаще стало звучать среди экспертов, столкнувшихся с проблемой кибербезопасности в современном мире. Особо остро этот вопрос стали обсуждать после того, как в Ницце массовый убийца задавил взятым напрокат грузовиком 84 человека.
Этот ужасный инцидент высветил проблему того, что в современном мире террористы и массовые убийцы, вполне вероятно, могут рассматривать беспилотные автомобили, как орудие для своих кровавых актов. Это тем более страшно, что секретные службы многих стран мира уже давно предупреждали о взломе хакерами, работающими на террористические группировки, не только компьютеров, смартфонов и планшетов, но и автотранспортных средств. А одним из первых об использовании машины, как орудия убийства, написал в своем романе «Мистер Мерседес» известный фантаст Стивен Кинг.
Сегодня транспортная отрасль переживает момент, когда у нее происходит глобальный слом используемых технологий, и все больше автопроизводителей сосредотачивают свое внимание на разработке и выпуске беспилотных автомобилей.
Сегодня беспилотными могут бать даже огромные карьерные самосвалы
А значит, если сейчас с внедрением этих технологий, не будет разработана особая система кибербезопасности транспортных средств, в будущем человечество может столкнуться с проблемой появления в руках преступников совершенно нового оружия – убийственных грузовиков.
До недавнего времени мало кто среди автопроизводителей задумывался о кибербезопасности выпускаемых ими продуктов. Впервые эксперты почуяли неладное в прошлом году, после того, как неизвестные хакеры взяли под свой контроль управляемый человеком внедорожник Jeep Cherokee, отправив его в кювет, и затем отослав производителю саркастичное письмо, где сообщали об уязвимости электроники автомобиля.
Исследовав вопрос, тогда эксперты пришли к неутешительному выводу, что практически любой современный автомобиль может «взломать» даже не особо опытный 15-летний хакер. А значит, заставить работать на себя беспилотное транспортное средство для профессиональных преступников не составит особого труда. Эта проблема усугубляется еще и тем, что автономные транспортные средства призваны работать не поодиночке, а в связке с такими же другими грузовиками.
А значит, хакеры смогут использовать их, как одно монолитное многотонное оружие. Также это дает возможность преступникам украсть груз, или перенаправить машины в другом направлении, дабы в последующем требовать выкуп.
К примеру, с компьютерным терроризмом на сегодняшний день знакомы уже многие. Получая письмо от неизвестного, или зайдя на вредоносный сайт, вы можете подхватить вирус, уничтожающий всю вашу информацию, если вы не выплатите требуемый преступниками гонорар. Так почему же подобную схему хакеры не смогут использовать, дабы вымогать плату за украденный грузовик, ведь, по сути, современные грузовые автомобили и внедорожники являются настоящими "суперкомпьютерами на колесах»? Сегодняшние бортовые микропроцессоры управляют в грузовых автомобилях практически всем, начиная от радио и заканчивая процессом работы двигателя и системы торможения. Десять лет назад, компьютер среднего грузового автомобиля использовал около 10 млн. строк кода. Теперь этот показатель вырос до цифры в 100 млн. строк, что в 3 раза превышает показатели бортового компьютера американского истребителя-бомбардировщика F-35.
Бортовой компьютер истребителя F-35
При этом, данная цифра не является пределом, и как ожидается, в ближайшие годы может вырасти в разы. Но, чем более сложная система используется в бортовом компьютере грузовика, тем больше у хакеров появляется возможностей ее взломать.
Ситуация осложняется еще и тем, что в мире растет количество мест свободного беспроводного доступа в интернет, а значит, преступники, что-то взломав, могут остаться ненайденными и не обезвреженными.
Именно поэтому, эксперты бьют тревогу, и обращаются к автопроизводителям с призывом считать эту проблему общеотраслевой.
Впрочем, пока на их призыв откликнулись немногие. Первым производителем, пожелавшим заняться проблемами кибербезопасности своих продуктов, стала компания Fiat Chrysler, создавшая собственную систему CyberSecurity, которую сейчас тестируют на уязвимость «дружественные» хакеры. За каждый найденный «пробой», участнику выплачивают $1500 награды, и этот подход явно может быть очень полезным. Ведь слабые места в компьютерных системах могут найти только люди, и материальная заинтересованность может значительно улучшить и ускорить этот процесс.