Атомные электростанции – это, как правило, стационарные конструкции из бетона и стали, на строительство которых тратятся миллиарды, и ежедневно их обслуживают сотни человек. Но одна компания считает, что подобное положение вещей уже устарело, и на сегодняшний день АЭС могут быть мобильными, передвижными и не настолько дорогостоящими в эксплуатации.
Этим инноватором выступает американская фирма NuScale Power, базирующаяся в Портленде, штат Орегон, которая представила проект создания модульной атомной электростанции на базе трала или грузового прицепа.
Каждый модуль данной конструкции является автономным 50-мегаваттным ядерным реактором, который может быть загружен стандартным урановым топливом. Такие независимые модули могут производиться на специальных заводах, затем монтироваться на грузовое шасси, как одна единая «батарея», после чего доставляться в места своей постоянной дислокации на энергетические предприятия.
Эти модули, по мнению разработчиков, могут быть настолько небольших габаритов, чтобы с легкостью помещаться на шасси прицепа, но иметь приличную емкость для их длительной эксплуатации.
И хотя данный подход к редизайну АЭС видится довольно радикальным и даже устрашающим, на самом деле, по задумке его авторов, он является более безопасным, чем стационарная АЭС. Эта надежность, якобы, достигается за счет особой конструкции ядерных модулей. Во-первых, каждый из них может работать на гораздо меньшем количестве опасного топлива, а значит, даже его разрушение повлечет за собой в сотни раз меньшие губительные последствия, чем техногенные катастрофы на стационарных АЭС.
Во-вторых, безопасность таких модулей достигается за счет помещения ядерного топлива в специальную емкость, которая в свою очередь погружена в бассейн с холодной водой.
При аварийной ситуации таким образом будет происходить автоматическое охлаждение реактора, и не понадобится использовать специальные насосы, из-за выхода из строя которых и произошла катастрофа на Фукусиме. Таким образом, компания NuScale Power считает, что в строительстве современных атомных электростанций стоит придерживаться принципа простоты дизайна, конструкции и эксплуатации.
Вчера представители NuScale официально завершили презентацию и подачу документов по данному проекту в международную Комиссию по ядерному регулированию. Их проект на 12 000 страницах теперь подвергнется всестороннему и очень тщательному анализу, после чего ему будет вынесен вердикт, насколько подобная инновация имеет право на жизнь.
Специалисты компании уверены, что массовое производство подобных модульных реакторов будет гораздо более безопасным и доступным, чем современное строительство стационарных АЭС. Размещение 5-6 ядерных модулей в одном месте должно будет обеспечивать такую же выходную мощность, как 12 обычных стационарных реакторов. При этом, изначально на создание мобильной атомной электростанции с выходной мощностью 570 МВт придется потратить $ 3 млрд., что больше, чем строительство обычной станции. Для сравнения, новая 1150-мегаваттная электростанция Watts Bar, которую не так давно построили в Теннесси, обошлась американскому бюджету в $4,7 млрд. Но, затем компактная передвижная система будет более безопасной, а на ее поддержание рабочего состояния и обслуживания станут уходить совсем небольшие затраты.
Впрочем, у этой технологии на сегодняшний момент существует и много противников, которые считают, что в атомной энергетике «меньше – не признак лучшего». В ней самым главным остается безопасность.