Достаточно правильно считать парусниками суда, у которых есть паруса, ведь именно поэтому они так и называются. Они движутся вперед посредством силы ветра, ловя его своими огромными парусами. Однако некоторые инженеры сумели изменить эти представления, придумав парусники, которые выглядят скорее как пароходы.
Еще в 1920 году немецкий инженер Антон Флеттнер создал уникальный и революционный парусник, который использовал гигантские вращающиеся колонны вместо традиционных парусов. Эти 15-метровые цилиндры вращались на большой скорости при помощи двигателей мощностью всего 50 л.с. Они брали избыточную мощность от основных двигателей и использовали ветер, как дополнительный источник движущей силы для корабля. Эти колонны так и назвали «роторы Флеттнера».
На видео выше можно увидеть за счет чего это происходит – роторы используют физический феномен, называемый эффектом Магнуса. Крутящиеся колонны заставляют воздух быстро крутиться вокруг цилиндров. Поскольку корабль движется вперед, то воздух разделяется на два потока вокруг препятствия, при этом с одной стороны воздух закручивается в ту же сторону, в которую дует ветер и толкает воздух с другой стороны в противоположном направлении. Благодаря третьему закону Ньютона перенаправленный таким образом ветер толкает корабль вперед.
Эффект Магнуса – это не просто физический феномен, в настоящее время он уже начинает использоваться достаточно крупными компаниями. Так, известная судостроительная компания Enercon уже построила на этом эффекте удивительно экономичный корабль, который использует четыре «ротора Флеттнера». Корабль называется E-Ship 1 (на фото выше). Он был спущен на воду в 2010 году и с тех пор сумел доказать, что парусники без парусов имеют право на жизнь – экономия топлива при правильном направлении ветра достигает 15%. Видео об этом корабле: