Самосвал – тип специальной саморазгружаемой техники, предназначенный для перевозки грузов в железном кузове, установленном на шасси автомобиля. Основная конструкция – наклоняемый кузов, но, существует редкий вариант, где кузов жестко закреплен на раме, и механизм наклоняет всю машину.
Наклоняемый кузов может устанавливаться на шасси грузового автомобиля, полуприцепа, прицепа. Главное назначение самосвала – перевозка сыпучих, навалочных и других подобных грузов, не требующих тары, которые возможно загрузить непосредственно в кузов, а выгрузить методом опрокидывания кузова.
Самосвалы классифицируются:
1. по типу кузова:
- платформа;
- съезжающая платформа;
- бункер.
2. по выгрузке:
- принудительная выгрузка (например, шнеком) или наклоном;
- с использованием телескопических подъемников.
3. по направлению выгрузки:
- назад или вбок;
- универсальная или двусторонняя.
4. по месту применения:
- карьерные самосвалы;
- дорожные самосвалы;
- самосвалы для работ под землей.
5. по типу конструкции:
- двухосные;
- трехосные;
- многоосные;
- самосвал с шарнирно-сочлененной рамой.
6. по грузоподъемности
- малый - до 2 т,
- средний – 2-10 т,
- тяжелый 10-30 т,
- сверхтяжелый – от 30т и больше;
7. по типу передвижного состава
- грузовой автомобиль – самосвал (один автомобиль без прицепа),
- автопоезд-самосвал (грузовой автомобиль-самосвал вместе с прицепом-самосвалом, или грузовой автомобиль с полуприцепом-самосвалом);
8. по возможностям эксплуатации на различных типах дорог
- самосвал может передвигаться только по дорогам с твердым покрытием;
- улучшенные внедорожные возможности для проезда по бездорожью.
9. по колесной формуле шасси
В зависимости от того, на какое автомобильное шасси установлен кузов, существуют формулы:
- 4х2, 4х4, 6х4, 6х6, 8х4, 8х8,10х6,10х10
10. по степени подготовки к работе с прицепом-самосвалом или с полуприцепом-самосвалом.
Существуют версии грузовых автомобилей, неприспособленных к транспортировке прицепа (карьерный самосвал) или, наоборот, имеют возможность подсоединения нескольких прицепов (перевозка легких сыпучих товаров для сельского хозяйства).
Конструктивно самосвал состоит из самоходного или транспортируемого шасси. На нем установлен механизм подъема и главный рабочий орган - железная платформа с высокими бортами. В основном, в качестве самоходного шасси применяется база серийного грузового автомобиля с установленными кронштейнами для крепления кузова и механизма подъема. Последний может состоять из механических узлов, или наиболее распространенной схемы - гидравлических узлов.
Также, существует комбинированная конструкция, где объединены гидравлические и механические узлы. Гидравлический подъемник состоит из гидронасоса с приводом от раздаточной коробки или электромотора, небольшого распределителя и многосекционного гидроцилиндра.
Схема управления подъемным механизмом может основываться на электрических компонентах или на ручном переключении рычагов распределителя.
Схема гидрооборудования
Кузов представляет собой открытый, прямоугольный, цельнометаллический резервуар с ровной или дугообразной (вогнутой внутрь) платформой с глухими или открывающимся бортами (боковые или задние). В отличие от грузовых кузовов, в самосвале борт подвешивается сверху, на верхних шарнирах (фартучная подвеска). Такая конструкция при разблокировании запирающегося замка сама открывается при выгрузке под воздействием собственного веса или высыпающегося груза. А при возврате на место кузова после разгрузки, борт встает на прежнее место, соединяется с кузовом и запирается расположенными снизу замками. Использование такого простого механизма позволяет сэкономить много времени при выполнении разгрузочных работ.
Существуют примерно следующие типы кузовов:
А) Прямоугольный;
Б) Полуэллиптический;
В) Корытообразный;
Г) Ковшового типа;
Д) Совкового типа.
Прямоугольный тип кузова имеет самый большой полезный объем. Но имеет и свои недостатки. Прямые углы такого кузова плохо самоочищаются.
Полуэллиптическая форма применялась для перевозки бетона и раствора, когда не было широкого распространения бетонотранспортирующих миксеров. Кузова самосвалов с такой формой больше не выпускаются по причине небольшого объема, высокого центра тяжести и не востребованности.
Корытообразная форма – золотая середина между прямоугольной формой и полуэллиптической. У нее нет прямых углов, стенки расположены под углом, максимально используется полезный объем.
Еще одной особенностью кузова самосвала является его высокий передний борт. Он часто устанавливается под тупым углом по отношению к платформе, имеет горизонтальный и вертикальный фартуки. Такая конструкция позволяет защитить кабину водителя от груза, а также предотвращает выветривание сыпучих материалов при движении самосвала. На фартуке может крепиться тент, которым укрывают перевозимый груз.
В карьерных самосвалах используются кузова совкового типа без заднего борта.
Его роль выполняет приподнятая задняя часть платформы. В конструкцию таких кузовов изначально закладываются большие прочностные характеристики, чтобы выдерживать огромные ударные нагрузки. Кроме того, загружаемая и перевозимая порода, камни, щебень, своими острыми углами стирают стальные листы кузова, именно затем они имеют большую толщину. Совковый кузов имеет много недостатков: большие углы наклона до 70-80 градусов (у обычных кузовов 46-60°), большой вес, неоптимальное использование объема. Но, специфика использования, простое изготовление, и крепкая конструкция нивелируют данные недостатки.
Производители самосвалов предусмотрели возможность исключения примерзания влажного груза к кузову. В нем заложены специальные каналы, по которым направляются выхлопные газы из двигателя автомобиля.