Знаете ли вы, что к середине 19 века район Святошино не был частью Киева, а являлся богатым дачным поселком с развитой инфраструктурой за чертой столицы?
На сегодняшний день никто точно не знает происхождение слова Святошино. Известно лишь то, что оно происходит от слова святость. По одной из версий этот район Киева был назван в честь черниговского князя Святослава (в монашестве Никола Святоша). Якобы именно он некогда владел землями Борщаговки. И хотя эта версия не имеет никаких документальных подтверждений, Николе Святошу воздвигнут памятник около Святошинской районной администрации.
Памятник Николе Святошу
По другой версии считается, что на месте сегодняшнего Святошино когда-то находился лес, бывший излюбленным местом отдыха киевских монахов, то есть святошей. Любопытно, что впервые название Святошино упоминается в древних рукописях уже в 1619 году.
До 1890 года официальной границей Киева считалось место, где сейчас находится Воздухофлотский мост. В те далекие годы самого моста еще не было. На его месте возвышалась деревянная Триумфальная арка, воздвигнутая в честь приезда в Киев царя Александра II. А районы, уходящие от арки в сторону Житомира, являлись тогда пригородом столицы.
К 1897 году в дачном поселке Святошино насчитывалось более 20 улиц, базарная площадь и 450 дачных участков. В сезон на отдых сюда приезжало около 12000 человек, и было время, когда это место грозилось стать национальным климатическим курортом.
Впрочем, довольно быстро Святошино стало застраиваться домами и превратилось в городской район.
К 1901 году в месте, где некогда были лесные урочища и отдыхали монахи, уже появилось электричество. Электрическое депо было создано специально, дабы питать трамваи, соединяющие район с центром города и дорогой на Житомир. В начале 20 века трамвай являлся самым распространенным видом транспорта Киева. Его линиями город был буквально опутан. Причем существовали как общественные, так и частные трамвайные линии. Проспект Победы, который получил такое название только в 1985 году, до этого именовался Брест-Литовским шоссе. И вот по нему циркулировали оба вида трамвая: по правой стороне передвигались трамваи частные, а по левой – муниципальные. В 1911 году в Святошино появился первый кинотеатр – «Экран», который жив и поныне.
В 1982 году советская власть решила провести реконструкцию Брест-Литовского проспекта. Именно тогда с дороги и были убраны трамвайные линии, а сам проспект приобрел статус оживленной автомобильной дороги.
А вот Святошинский путепровод (в народе называемый Святошинским мостом) является одним из самых старых в Киеве. Его существование можно увидеть даже на немецких картах времен фашисткой оккупации Киева.
Реконструкция проспекта Победы от Святошино и дальше на выезд из города началась еще в 2013 году. Тогда городские власти смогли сделать нормальное асфальтное покрытие и дорожную разметку, оборудовать велосипедные дорожки и прилегающие к проспекту территории, отремонтировать несколько подземных переходов. А вот до Святошинского путепровода, который уже давно требовал ремонта, «руки дошли» только в этом году.
Сказать, что вот уже полтора месяца на нем происходит настоящий транспортный коллапс – значит ничего не сказать.
Четырехполосный путепровод и до его ремонта частенько «глухо стоял» в часы пик. Сейчас же его пропускная способность в связи с проведением ремонтных работ снижена вдвое, и все автомобилисты, кто могут его хоть как-то объехать, стараются строить свой маршрут улицами Стеценка и Борщаговской, минуя Святошинский мост. Однако, это вынужденная мера, и киевляне понимают, что стоит потерпеть.
Нашему Порталу стало интересно узнать, какие работы проводятся на нем, и какая компания является генеральным подрядчиком. Оказалось, что реконструкцией путепровода занимается все та же турецкая компания «Онур Конструкцион Интернешнл», которая делала участок проспекта Победы еще в 2013 году. Эта компания выиграла тендер у киевской власти еще в 2011 году, накануне проведения Евро-2012. Всего же по Украине турки сумели победить в конкурсах, подобрав под себя заказов на постройку и ремонт украинских дорог на общую сумму более двух миллиардов гривен. Но не стоит недооценивать эту компанию, "ОНУР Конструкцион Интернешнл" строит дороги не только в Украине, а и в десятках других стран, в том числе в США.
Любопытно то, что иностранная компания привезла в Украину и свою спецтехнику, очевидно, предпочтя не арендовать ее на месте у украинских владельцев. Что странно, ибо доставка дорогостоящих и тяжелых машин за столько тысяч километров является процессом не из дешевых. По слухам, в конкурсных условиях, которые диктовало украинская сторона, фигурировали довольно странные требования, на манер того, что дорожное полотно должно срезаться исключительно с помощью машины Wirtgen 2100 DC, а асфальтоукладчик необходимо применять только «Титан-473» фирмы ABG.
Но факт остается фактом: сейчас на ремонте Святошинского путепровода работает маркированная турецкая техника, впрочем, управляемая украинскими операторами.
Да и простые дорожные рабочие оказались «нашими».
Пообщавшись с ними, удалось выяснить, что ремонт на путепроводе проводится серьезный. С полной заменой коммуникаций и дорожного полотна.
На мост сначала положили слой бетона, а сверху будет укладываться новый асфальт. По словам работников, ремонт путепровода планируется завершить к концу лета. Пока же автомобилистам и жителям района Святошино придется набраться терпения – все лето улицы вокруг станции метро будут забиты.