Представьте, что вам требуется заменить или разбортировать 63-дюймовое крупногабаритное колесо, диаметр которого достигает почти 4 метров, а вес равен весу африканского слона – 5400 кг.
Замена поврежденного колеса даже на легковом автомобиле не является «плевым» делом, что уж говорить о подобной операции, когда перед вами возвышается 300-тонный самосвал, больше похожий на дом, а не на машину. Вот именно для таких дел в 2012 году американская компания «Stellar Industries Inc.» создала особый кран-манипулятор Stellar TM20165, монтируемый на грузовой автомобиль, который на сегодняшний момент является уникальным в своем роде крупнотоннажным механическим «шиномонтажником».
Оснащенная особым захватным устройством, в которое помещается шина диаметром 4,17 метров, эта необычная 6-метровая машина-сервисный центр способна справляться с самыми большими покрышками в мире, используемыми на карьерной спецтехнике.
Ее телескопический манипулятор умеет поднимать грузы свыше 9 тонн, при этом выдвигаясь почти на 7,5 метров и крутясь вокруг своей оси на все 360 градусов. Подобные способности, дополненные сильными манипуляторными зажимами и функцией дистанционного управления, дают возможность оборудованию справляться с самосвалами и погрузчиками прямо на местах повреждения покрышки, оперируя даже внутренними шинами из пары сдвоенных колес без подъема самосвала или его эвакуации из карьера.
На сегодняшний день такие сервисные комплексы работают исключительно для обслуживания горнопромышленной спецтехники, иногда выезжая прямо в карьер, чтобы снять с аварийного самосвала или погрузчика поврежденное колесо. Подняв его гигантским «щупальцем», манипулятор загрузит разорванную шину себе на платформу, и отвезет в ремонтную мастерскую. Некоторые покрышки от карьерной спецтехники стоят более $60000, поэтому немудрено, что их сразу не выбрасывают, а стараются восстановить.
И только Stellar TM20165 умеет поднимать самую большую, используемую в промышленности, шину в мире – OTR размерности 59/80R63.