Загадка: что может быть общего между слоном и шиной? Правильный ответ: некоторые шины от карьерной спецтехники весят ровно столько же, сколько весят слоны.
Например, крупногабаритная 63-дюймовая шина Goodyear OTR 59/80 R63 имеет высоту почти 4 метра и весит 5400 килограммов – столько, сколько весит средний африканский слон.
Эта шина была создана для установки на гигантские самосвалы, занимающиеся перевозкой сотен тонн добытых полезных ископаемых.
С внешним диаметром 4,023 метра эта шина превосходит по высоте размеры европейских грузовых полуприцепов (4 метра), и она на метр выше баскетбольного кольца. 5400 килограммов её массы вкупе с передовыми технологиями обеспечили уникальный результат: шина имеет грузоподъемность 100 тонн, а ее максимальная скорость – 50 км/ч.
Производство такой ультрасовременной шины – это настоящее искусство. К примеру, ее протектор изготовлен из специального компаунда Cool-Running CycleMaх, уменьшающего выделение тепла. Канавки в центре протектора способны смыкаться для увеличения устойчивости и дополнительной теплоотдачи. Ламели расположены под большим углом к осевой плоскости шины и имеют ненаправленный рисунок, что обеспечивает отличное сцепление с грунтом. Зубцы боковины протектора способствуют уменьшению нагрева шины.
Сейчас 63-дюймовая гигантская покрышка доступна в двух типоразмерах - 53/80 R63 и 59/80 R63, с тремя видами состава резиновой смеси и двумя размерами глубины протектора (E3 и E4).
Еще одним «резиновым гигантом» является покрышка компании Titan 59/80R63, созданная в 2008 году. Ее высота составляет почти 4,3 метра, а вес достигает 6 250 кг. С такими габаритами самая большая шина в мире способна выдерживать нагрузку до 101 тонны.
И, опять-таки, она применяется в горнодобывающей промышленности – на грузовиках, работающих в нефтеносных песках Канады.
Еще одним рекордом обладает японская шина компании Bridgestone размерностью 59/80 R63, диаметр которой составляет 4,02 м.
Эта покрышка предназначена для работы в самых суровых условиях эксплуатации и может выдерживать нагрузку свыше 100 т. Ширина колеса, на которое ее устанавливают - 1,47 м, а эксплуатационная масса - 5,75 т.
Такие колеса используются на карьерных тяжеловозах в рудниках Австралии, Северной и Южной Америки. В Европе японские гиганты впервые начали работать на медном руднике Айтик на севере Лапландии. Скандинавские рудокопы из компании Boliden заказали эти шины для оснащения массивных карьерных самосвалов Caterpillar 795F, имеющих максимальную полную массу в 570 т.
Также гигантские шины выпускаются на заводах Michelin в Легсингтоне (США) и Витории (Испания). Там «пекут» настоящих монстров для карьерных самосвалов марок Caterpillar, Liebherr, Komatsu, БелАЗ и др., перевозящих полезный груз массой до трех с половиной сотен тонн. Эти шины четырехметрового диаметра (59/80R63 XDR) весят около 5 т и стоят порядка $60 000 – как четыре недорогих легковых автомобиля.
Ну а самая-самая большая шина в мире стоИт в американском штате Мичиган, неподалеку от аэропорта Detroit Metro.
Весит она почти 11 т и имеет практически 25 м в диаметре. Такой вес чуть-чуть не дотягивает до габаритов самого тяжелого слона в мире, который весит 15,5 тонн. А значит, рекорд природы пока еще не побит. Однако надо заметить, что в мире нет колес, которым могла бы понадобиться такая «резина» - она всего лишь рекламный объект, созданный шинной компанией Uniroyal к Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1964–1965 годах.