В конце декабря вы, наверняка, читали новость об открытии во Франции первого километра дороги, сделанной из солнечных панелей. Новость эта облетела весь мир, поразив своей актуальностью, а между тем, толком никто не разбирался, целесообразно ли ее строить. Ведь, как известно, приживаются только те технологии, которые, в первую очередь, демонстрируют свою эффективность. Достаточно вспомнить недавнюю историю с китайским парящим автобусом - распиаренный, он оказался полной профанацией. Так что давайте разберемся, насколько технология строительства солнечных дорог может оказаться жизнеспособной.
1 км солнечной дороги во Франции был построен возле небольшой деревушки под сложным названием Tourouvre-au-Perche, расположенной в Нормандии. Этот участок дороги покрыли солнечными панелями общим метражом 2800 м2. Обошлось это строительство в колоссальную сумму - € 5 млн., и планируется, что по ней ежедневно будет проезжать порядка 2000 автомобилей. На протяжении 2 лет испытаний, панели должны будут сгенерировать электричество, которого бы хватило на уличное освещение деревни с 3400 жителями.
Между прочим, похожую дорогу уже строили, тогда она даже получила свое отдельное название – SolaRoad. Первым в мире участком дороги, покрытым солнечными панелями, стала 72-метровая велосипедная дорожка в деревне Krommenie в Нидерландах, которая открылась 21 октября 2014 года.
Тогда на ее постройку было потрачено тоже € 5 млн. Но, уже в декабре этого же года дорожку пришлось полностью ремонтировать, меняя на ней почти все панели, которые оказались полностью разбитыми. И это при том, что по ней не проезжали тяжелые транспортные средства, а лишь ходили пешеходы и ездили велосипеды. К тому же оказалось, что скапливаемая на дорожке грязь и вода сильно уменьшали ее эффективность, а проезжаемые по ней велосипеды загораживали собой солнце.
В итоге, после подсчетов оказалось, что расходы на строительство такого маршрута (примерно $1200 за м2) в 3-4 раза выше, чем установка солнечных панелей на крышах, и их самоокупаемость наступает только после 50 лет эксплуатации. При этом, на самом деле, один квадратный метр солнечной дороги дает около 70 кВт - ч в год, а срок службы их не превышает 20 лет. Но, самой главной бедой таких солнечных дорог оказалось их умение генерировать электроэнергию в достаточном объеме только в тех регионах, где наблюдается большое количество солнечных дней в году.
Впрочем, после 6 месяцев испытаний, SolaRoad была все равно признана эффективной технологией, ибо сумела выдавать немного больше, чем ожидаемые 70кВт электроэнергии с одного квадратного метра. А спустя год ее результаты (9800 кВт-ч ) сравнили с результатами солнечных панелей такого же размера, но установленные на крыше, и все же признали, что «высотные» панели могут генерировать в 2 раза больше энергии, чем «дорожные». К тому же, за вложенные в велосипедную дорожку средства можно было купить или произвести иным способом порядка 520000 кВт-ч.
Французская же дорога, названная Wattway, является не велосипедной, и к тому же ее построили за меньшие (естественно, государственные) деньги.
Утверждается, что ее тестирование изначально происходило на четырех автостоянках, и панели, покрытые тонкой защитной пленкой, якобы, сумели выдержать натиск автомобилей. Но, Нормандия известна своей пасмурной погодой. Здесь количество солнечных дней колеблется около цифры 44, что очень мало (к примеру, в Киеве таких дней минимум в 2 раза больше).
Так что, на сегодняшний день, многие эксперты уже прогнозируют, что открытие Wattway стало хорошим пиар ходом самой Франции, но эта дорога окажется малоэффективной, что станет понятно уже через полгода ее эксплуатации. И хотя конечно, эта идея завораживает своей красотой и эстетикой, скорее всего, у нее мало шансов на выживание. Пока солнечные панели, устанавливаемые на крышах, являются гораздо более дешевым и эффективным средством преобразования солнечных лучей в электричество.