Одни из самых огромных в мире структур, созданных человеком, находятся вовсе не на суше, а в морях. Там их размеры, практически, ничем не ограничиваются. Напротив, необъятные габариты и мощность способствуют противостоянию этих структур высоченным волнам и сильнейшим штормам. Большинство этих техногенных мамонтов черпают из недр земли нефть и газ, поэтому пока они в состоянии окупать огромные затраты на свое создание и содержание.
Буровая платформа Беркут
Эта нефтяная буровая платформа, введенная в эксплуатацию в июне 2014 года, располагается на Дальнем Востоке, в Тихом океане в 25 километрах от побережья российского острова Сахалин.
Она обладает самой большой и массивной надводной частью в мире, весом 45 тысяч тонн. Изготовила ее южнокорейская компания Daewoo. Создание и установка платформы обошлись в $12 млрд., а ее суммарный вес составил 200 тысяч тонн.
Конструкция платформы позволяет ей выдерживать волны высотой до 20 метров, и ветра силой до 120 километров в час. Все оборудование платформы рассчитано на работу при температуре до - 45 градусов по Цельсию. А специальная система защиты позволяет платформе противостоять ударам льдин толщиной до 2 м, и выдержать землетрясения силой до 9 баллов по шкале Рихтера.
Проект Stones (Камни)
В то время как платформа Беркут может похвастаться самой большой надводной частью, Камни – это самая глубокая структура в мире. Введенная в эксплуатацию в сентябре 2016 года компанией Shell, она уходит «корнями» в морскую глубину почти на 3 километра.
Расположенная в Мексиканском заливе, в 320 км от Нового Орлеана, к концу 2017 года планируется, что этот нефтегазовый проект сможет осуществлять добычу почти 50000 бнэ (баррелей нефтяного эквивалента) в сутки.
И что любопытно, эта структура не является устойчивой платформой, она, по сути, переоборудованный и модифицированный танкер с именем Turritella, от которого вглубь морского дна уходит специальная трубопроводная гибкая система, с помощью которой и может качаться нефть и газ.
Платформа Perdido (по испански Затерянная)
Эта платформа также располагается в Мексиканском заливе, и управляется компанией Shell. До проекта Камни именно она считалась самой глубокой, добывая нефть с глубины 2,5 километров.
Чтобы данная платформа могла выдерживать сложные погодные условия этих широт - ураганы, штормы и сильные течения, верхнюю часть структуры закрепили на плавучей опоре, после чего всю конструкцию заякорили стальными швартовыми тросами на океанском дне.
Она была построена в Финляндии, и больших трудов стоило собрать эту платформу на месте, перевезя за 13200 километров основную, подводную, ее часть, вес которой достигал гигантских 22 тысячи тонн.
Длина этого основного «узла» составляет 267 метров, что почти столько же, сколько высота Эйфелевой башни.
При пиковой добыче эта платформа может поднимать со дна морского до 100000 баррелей нефтяного эквивалента в сутки и до 200 млн. кубических футов газа. А вот чтобы поднимать углеводороды с такой глубины, пришлось установить на нее пять двухфазных центробежных сепараторов, и помпы мощностью каждая по 1600 л.с., которые и качают нефть наверх.
Обслуживают эту платформу 172 человека, которые работают посменно. И именно на данной структуре находится самая большая спасательная шлюпка в мире, которая вмещает в себя 24 человека.
Нефтяная платформа Troll (Тролль)
Эту нефтяную платформу можно назвать самой высокой структурой, которую когда-либо человек двигал по планете.
Нефтегазовое месторождение Тролль расположено в 60 километрах от побережья Норвегии. В 1996 году здесь была введена в эксплуатацию гигантская буровая платформа, вес которой составляет 660 тысяч тонн, а общая высота – 472 метра, из которыз 300 метров приходится на ее надводную часть.
В 1996 году перемещение этой структуры стало настоящей мировой сенсацией, ведь для ее 7-дневной 200-километровой транспортировки были задействованы самые огромные буксиры в мире.
Чтобы такую махину установить в море, в качестве балласта в полое бетонное основание платформы была залита морская вода. Благодаря этому балласту и давлению воды нижняя секция платформы погрузилась в морское дно на 11 м. Теперь добываемый газ проносится по ее трубопроводам со скоростью до 900 м\с.
И попасть на нее можно только прилетев на вертолете.
Буровая платформа Petronius
А эта глубоководная буровая платформа является обладателем второго приза самого большого «роста» на планете (выше ее только небоскреб Бурдж-Халифа).
Управляется платформа Petronius компаниями Chevron и Marathon Oil Corporation. Ее общая высота достигает почти 610 метров, из которых на надводную часть приходится только 75. Общий вес надводной конструкции 43 тыс. тонн, и расположена она тоже в Мексиканском заливе.
На ее палубах размером 64 х 43 х 18,3 м установлена 21 нефтяная скважина, из которых ежедневно добывается до 3 000 м³ нефти и 2 000 000 м³ природного газа.
Любопытным фактом является то, что из-за своей высоты, иногда при сильных ветрах и штормах, надводная часть платформы может отклоняться на целых 2% от своей высоты. Такие способности делают эту структуру гораздо более гибкой и устойчивой, чем наземные высокие строения.
Платформа Hibernia (Хайберния)
Хайберния – это первая в мире самая высокая и большая нефтегазовая платформа гравитационного типа, чье 660-тысячетонное 11-метровое в высоту основание установлено на самом дне океана. Она способна противостоять массированным атакам айсбергов.
Ее общая высота составляет 224 м, а надводная часть весит 41000 тонн.
Платформа действует как небольшой бетонный остров с зазубренными внешними кромками для противостояния айсбергам. Она имеет огромные нефтехранилища, а остаток пустого пространства заполнен балластом. Вес всей конструкции достигает 1,2 млн.тонн.
Эта самая крупная морская платформа расположена в Канаде. Она может выдержать атаку многотонных айсбергов, которые ее окружают, а еще имеет специальную защитную систему, которая умеет перенаправлять движение ледяных глыб.