Опираясь на практический опыт работ в построении беспилотных наземных транспортных средств (БНТС), украинская компания ИНФОКОМ, (г. Запорожье), разработала и приступила к реализации программы ”Ласка 2.0.” - в основе которой лежит развитие уже известной боевой роботизированной платформы (БРП) “Ласка”. Экспертные оценки роботизированной платформы, полученные на XIII (2016 год) и XIV (2017 год) Международных специализированных выставках “Оружие и безопасность” (г. Киев) подтвердили актуальность направления работ и задач, решение которых обеспечит практическую заинтересованность потенциальных потребителей в предложенной разработке.
Перспективы дальнейшего развития предопределены исходной концепцией построения роботизированного комплекса, основанной на интеграции роботизированной боевой части и роботизированной подвижной платформы. Целью работы, в соответствии с предложенной концепцией, является получение надежного, мобильного, высокой степени автономности, роботизированного комплекса для выполнения специальных заданий:
Исходно заложенное концептуальное требование высокой мобильности достигается применением в качестве подвижной части квадроцикла, что обеспечивает высокую маневренность, устойчивость при движении, большой запас хода (до 100 км) и высокую скорость перемещения (60 км/час по асфальтированной дороге).
Рис. 1. Роботизированная платформа “Ласка 2.0.” на базе квадроцикла (Фото).
Технические характеристики роботизированной платформы приведены в Таблице 1. Технико-тактические характеристики боевой части БРП “Ласка 2.0.” приведены в Таблице 2.
Технические характеристики роботизированной платформы (выборочно)
Наименование |
Характеристики |
Колесная формула |
4х2 |
Силовой агрегат |
1 цилиндр, 4-тактный |
Мощность агрегата, л.с. (кВт) |
19 (14) |
Напряжение бортовой сети, В |
12 |
Материал платформы |
сталь |
Степень защиты поворотной платформы |
>IP65 |
Габарит (ДхШхВ), мм |
1895х1069х1350 |
База, мм |
1199 |
Клиренс, мм |
136 |
Запас хода, км |
100 |
Максимальная скорость, км\ч |
60 |
Масса, кг |
310 |
Технические характеристики автоматизированной турели (выборочно)
Наименование |
Описание |
Комплектация и характеристики |
|
Тип установки |
Роботизированная платформа |
Вооружениие |
Пулемет ПКМ 7,62 (опции Заказчика) |
Боекомплект для ПКМ 7,62 |
200 патронов |
Броня |
Легкая композитная броня 5-го класса защиты |
Оснащение средствами наблюдения и разведки (оптика) |
Видеокамера широкого поля зрения Видеокамера узкого поля зрения Лазерный дальномер Тепловизор и Стереокамера (опции Заказчика) |
Напряжение электропитания ИМ, В |
12 |
Функции |
|
Стабилизация оружия |
Система с электроприводом |
Удержание и сопровождение цели (автоматический режим) |
До 10 целей |
Обнаружение цели (дистанция, м) |
Видеокамера, 1000; Тепловизор, 1000; Дальномер, 1100 |
Поражение цели (дистанция, м) |
До 1000 |
Сектор наблюден. и поражен. цели, град |
Горизонт, 360 ; Вертикаль, от – 20 до +60 |
Скорость поворотной платформы, град/с |
60 |
Оптимизация изображения |
Система цифровой обработки теле- и тепло-визионных изображений (опция - для условий плохой видимости: дождь, снег, туман) |
Функциональная структура в объеме задач управления перемещением БРП “Ласка 2.0.” приведена на Рис.2.
Рис. 2. Функции управления БРП “Ласка 2.0.”
Структура программно-технических средств получения оперативной информации о маршруте движения и окружающей обстановке, мониторинга параметров, параметрирования маршрута и обмена информацией управления с оператором отражена на схеме Рис.3.
Сбор информации в режиме реального времени с помощью системы сенсоров (в противотуманном исполнении, с защитой от дождя и пыли) обеспечивает 360˚ обзор пространства, устраняющий «мертвые зоны» при оценке ближней круговой обстановки и дальней обстановки по маршруту движения. Получаемая в реальном времени информация используется бортовым программно-техническим комплексом для оценки окружающей обстановки по маршруту перемещения (дорожных знаков, ширины дороги, препятствий неподвижных – ямы, камни, ветки поваленных деревьев, поворотов, спусков и подъемов дороги, подвижных препятствий - животных, людей) с реализацией реакций в соответствии с заданной системой алгоритмов.
Рис. 3. Базовые программно-технические средства БРП “Ласка 2.0.”.
Основой (базой), обеспечивающей инструментарий развития, является единая высокопроизводительная компьютерная платформа бортовой системы управления. Реализованное решение обеспечивает современный эффективный набор средств конфигурирования систем вычисления со встроенными функциями поддержки широкого спектра периферийных устройств (сенсоров) сбора и обмена информацией. Имеющийся опыт работы подтвердил достаточность полученных ресурсов для решения задач распознавания образов (объектов) с использованием математических моделей в соответствии с идеологией искусственной нейронной сети. Реализованные решения обеспечивают повышение устойчивости автономного режима БРП:
движение по азимутальному маршруту с верификацией реперных точек по GPS-каналу (Рис. 4.);
запоминание (автофиксация) маршрута;
движение по зафиксированному маршруту;
движение по схеме “домой” по зафиксированному маршруту (возврат в исходную точку);
движение в колонне (режим “ведомый”/“ведущий”).
<
Рис. 4. Скрин видеокадра системы управления движением по азимутальному маршруту с верификацией реперных точек
Ресурсы, предоставляемые развитием инструментария, оказались достаточными для решения задач мониторинга задаваемого сектора наблюдения с целью выявления целей при движении на марше при патрулировании территории (Рис. 5).
Немаловажная проблема освоения пользованием БРП “ЛАСКА 2.0.” решается разработкой обучающих приложений на основании тестово-демонстрационных программ.
Рис. 5. Скрин видеокадра записи сопровождения цели в движении
Программа БРП “Ласка 2.0.” находится на этапе активных полигонных испытаний
Рис. 5. БРП “Ласка 2.0.” находится на этапе активных полигонных испытаний
Приведенная в настоящем материале информация отражает результаты разработчика - компании ИНФОКОМ - в актуальной проблематике взаимодействия человека с робототехническими системами, уменьшая риск гибели или ранения людей при выполнении ими служебных обязанностей. Предложенные решения основаны на накопленном опыте решений широкого спектра инженерных и научных задач разработки беспилотных наземных транспортных средств - в данном случае применительно к армейской тематике и потребностям развития охранных систем.
Развиваемое компанией ИНФОКОМ направление в области вооружений позволяет уменьшить потери живой силы, повысить боевые возможности подразделений за счет маневра огнем, повышения точности выявления и отслеживания целей в широком диапазоне изменения условий наблюдения (дождь, снег, туман, темное время суток), минимизировать влияние субъективных факторов (усталость, нерадивость личного состава) - и другие преимущества.