Робот Пеппер сумел проработать в магазине всего неделю и был уволен за бесполезность.
В 2015 году японская компания SoftBank выпустила робота Pepper – одного из первых роботизированных гуманоидов, способных поддерживать разговор. Первоначально устройство было разработано для одиноких людей или как помощник в бизнесе. Однако, особой популярностью он не пользовался, и это подтолкнуло ученых из Шотландского Университета имени Хериотта Ватта провести эксперимент по социализации робота.
Добровольцем выступил небольшой магазинчик Margiotta Food & Wine, что в Эдинбурге. Согласно условиям эксперимента, робот выполнял роль консультанта в магазине самообслуживания и должен был отвечать на вопросы покупателей, ищущих те или иные продукты. А также предлагать продегустировать колбасные изделия, соперничая в этом с другим, живым, консультантом.
К счастью или к сожалению, робот не смог справиться со своими функциями: хотя покупатели умилялись маленьким роботом, который так старается всем помочь, однако его прямая полезность оставляла желать лучшего – он не мог подсказать, где искать нужные людям вещи и порой не слышал обращений. Когда люди задавали вопрос в духе: «где мне взять пиво марки…» робот мог ответить только «в холодильнике» или «в отделе алкоголя». Как вы понимаете, пользы от таких советов мало, хотя, получив даже такой, люди все равно оставляли положительные оценки об удовольствии от общения с этим чудом техники.
Кроме недостатков искусственного интеллекта и голосового интерфейса, была замечена проблема с шумом, который мешал Пепперу слышать клиентов и тем приходилось использовать планшет для введения команды. Конечно, такая проблема легко устранима установкой фильтров средних и высоких частот, которые отрежут робота от ненужного шума. Однако, без фильтров робот был крайне бесполезен в час-пик.
Кроме всего, робот пока лишен и дара убеждения: его задачей было предлагать людям пробники колбасной продукции, и он, конечно, очень старался, однако не смог привлечь покупателей и за все время всего два человека попробовали предлагаемый им товар. Когда же его место занял живой консультант, он за гораздо меньшее время смог привлечь пятнадцать человек и на этом подсчет был окончен.
По окончанию эксперимента робот был уволен, а среди сотрудников магазина проведен опрос. Результаты опроса показали, что работники были рады роботу в своем магазине и даже привязались к нему. Возможно такая реакция была вызвана низкой полезностью робота и его неспособностью претендовать на место консультанта. Несколько сотрудников, в том числе и директор магазина, заметили, что улучшенный робот хорошо бы выполнял роль стенда-подсказки при нормально настроенном искусственном интеллекте.