По примерным подсчетам поверхность планеты Земля испещряет порядка 40 млн. километров дорог. И на их строительство были потрачены десятки миллиардов литров нефти, из которых создавался связующий элемент асфальтобетона – битум.
Но, инженер Тоби Маккартни решил, что такая трата ископаемых ресурсов в 21 веке является уже недостойной человечества, и изобрел технологию замены нефтяного битума переработанным пластиком.
Его шотландская компания «MacRebur» запатентовала способ создания дорожного покрытия, которое по своим эксплуатационным свойствам на 60% сильнее и имеет срок службы в 10 больший, чем обыкновенный асфальтобетон.
Как известно, дороги общего пользования требуют обслуживания на протяжении долгого периода времени, в то же самое время по подсчетам ученых на свалках и в мировом океане мертвым грузом лежат миллионы тонн пластиковых отходов. И при разумном объединении усилий эти обе проблемы можно решить.
Обычное асфальтное покрытие состоит примерно на 90% из щебня, песка, минерального порошка и на 10% из битума. Согласно изобретенной технологии, пластик можно полностью подвергать утилизации, на 100% перерабатывая в особое вещество, которое Маккартни назвал гранулами MR6.
Добавляя их в асфальтную смесь, они играют роль связующего элемента, и придают дорожному покрытию невероятную износостойкость.
Происходит это так. На заводах, выпускающих асфальтобетонную смесь, гранулы MR6 просто смешивают с щебнем и вместо положенных 10% добавляют лишь 2% нефтяного битума, после чего смесь готова к ее традиционной укладке в виде дорожного покрытия.
Идея изобретения данной технологии пришла в голову Маккартни после того, как его маленькая дочь на вопрос школьного учителя «кто живет в океане?» ответила «пластик». Инженер крайне огорчился такому мнению ребенка и во что бы то ни стало решил сделать нечто, способное исправить эту ситуацию. Вскоре после этого он посетил Индию, где увидел, что местные жители собирают пластик на свалках и перепродают его иным гражданам, которые с помощью него латают дорожные ямы. Они засыпали пластик в выбоины, заливали его бензином и поджигали. После остывания в ямах образовывался довольно прочный заполнитель, который с легкостью выдерживал нагрузку даже многотоннажных грузовиков.
Вернувшись домой, совместно с еще двумя инженерами Маккартни начал работать над изобретением метода использования переработанного пластика в составляющую асфальтного покрытия. Первая дорога, которая была сделана по данной технологии, появилась возле его дома. Сейчас этот метод прошел полуторагодичное тестирование, получив одобрение британских государственных дорожных служб. Уже сейчас в графстве Камбрия в Великобритании по данной методологии строится несколько дорог общего пользования.