Финские исследователи разработали систему распознавания черного льда на дороге, которая мгновенно помогает множеству водителей реагировать на сложные погодные условия.
Возможно, вы об этом даже не слышали, но, помимо снега, гололедицы, метели и плохой видимости, в холодный период года автомобилистов на дороге подстерегает мало известная даже опытным водителям опасность– так называемый черный лед.
Черный лед – это тонкая, и абсолютно невидимая глазу ледяная корка на асфальте, которая на вид кажется простой влагой. И черным такой лед называют потому, что на черном же асфальте его сложно увидеть невооруженным глазом, отсюда он невероятно опасен, ибо зачастую водители просто не в состоянии среагировать на то, что кажущаяся мокрой дорога, в реальности оказывается очень скользкой.
Самое отвратительное, что такой лед имеет тенденцию образовываться на относительно сухих дорогах и мостах –происходит это за счет сублимации водяного пара из воздуха при температуре поверхности дороги ниже 0о C.
На сегодняшний день некоторые новые модели дорогих автомобилей оснащаются специальными активными системами безопасности, которые помогают водителю среагировать на черный лед. Но, все же пока большинство транспортных средств не обладают такими умениями, и ученые из Технического исследовательского центра VTT в Финляндии придумали, как решить эту проблему.
Система, которую они изобрели, позволяет находить участки дороги, покрытые черным льдом, чрезвычайно точно, при малых затратах, и в режиме реального времени.
Причем, система эта может быть установлена, как часть программного обеспечения, на автомобили, оснащенные определенными датчиками. Но, самое главное, что с помощью этой системы о черном льде могут узнать и транспортные средства без датчиков и сложного программного оснащения.
Обнаружение скользких участков дороги основано на методе сбора данных датчиками автомобиля – проводя оценку разницы в скоростях приводного вала и вращающихся осей, система рассчитывает показатели трения. Достаточно, чтобы автомобиль проехал лишь несколько метров, дабы система распознала черный лед. После этого она даст сигнал водителю, а также по беспроводной сети передаст информацию, формируя карту дорожных условий, тем самым сообщая о скользком отрезке иным участникам движения. Это позволит водителям заранее подготовиться к экстремальным условиям.
Информация о гололеде может передаваться водителям с помощью цветовых сигналов или голосового текста, в зависимости от возможностей технического оснащения транспорта. И поступит она, как на дисплеи автомобилей и смартфоны, так и в национальные метеослужбы и даже новостные каналы.
Система эта подходит всем автомобилям, независимо от их конструкции. В настоящее время финны ее уже полностью оттестировали, и установили на множество грузовиков. Однако, используя созданную технологию, к ней могут подключаться и любые легковые автомобили.
Помимо обеспечения безопасности, данная технология помогает на 20% уменьшить потребление топлива в холодное время года. Созданная система уже готова к коммерциализации, и по ее внедрению ведутся переговоры.