Государственное предприятие «Харьковское КБ машиностроения им. А. Морозова» (ХКБМ), которое входит в состав ГК «Укроборонпром», наладило собственное серийное производство корпусов для БТР-4, стоящий на вооружении украинской армии.
Запуск серийного производства корпусов украинского бронетранспортера на госпредприятии позволил решить проблему «узкого» места, которое ранее зависело от мощностей единственного частного производителя. Помимо этого, ликвидации зависимости от частного поставщика позволил повысить рентабельность производства БТР-4 на 4,5% и создать дополнительные рабочие места.
Для этого в 2018 году «ХКБМ» за собственные оборотные средства отремонтировал цех, который простаивал незадействованным несколько десятков лет, а также закупил и наладил современную производственную линию. В 2019 году первый БТР-4 с корпусом, изготовленным на харьковском предприятии, успешно прошел комплексные испытания, что позволило перейти к серийному изготовлению очередной партии бронетранспортеров.
Однако специалисты «ХКБМ» не остановились на достигнутом, и обратились в Министерство обороны Украины с предложением разрешить использование в производстве БТР-4 новейших марок бронестали производства стран-членов Североатлантического Альянса. Данные марки сталей используются зарубежными партнерами при изготовлении различных типов бронетехники и соответствуют требованиям стандартов НАТО, и в настоящее время проходят испытания в Украине.
Напомним, разработка БТР-4 «Буцефал» была начата в инициативном порядке в 2002 году Харьковским конструкторским бюро машиностроения. Впервые прототип новой бронированной машины был представлен на выставке «Аеросвіт-XXI» в 2006 году. В конце ноября 2008 года состоялась «закладка» первого серийного БТР-4. В феврале 2009 года на выставке вооружений IDEX-2009 был впервые представлен вариант БТР-4, оснащенный боевым модулем БМ-7 «Парус».
До конца 2014 года при производстве данной бронированной машины использовалось 45% деталей украинского производства, 45% деталей российского производства и 10% комплектующих иных иностранных государств. В 2015 году в производстве БТР-4 использовались 35% импортных деталей (при этом детали российского производства не использовались). В 2017 году при производстве БТР-4 использовались 88% деталей украинского и 12% иностранного производства.
Компоновка БТР-4 имеет три отделения:
- спереди - отделение управления;
- среднее - моторно-трансмиссионное отделение;
- сзади - боевое и десантное отделения.
По заявлению разработчиков машины, подобная конструкция позволяет быстро трансформировать боевое и десантное отделения без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии для создания широкого семейства машин.
Вместимость:
Экипаж: 3 человека (водитель, командир, стрелок);
Десант: 7-9 военнослужащих (в зависимости от конфигурации боевого отделения).
В качестве вооружения на БТР-4 «Буцефал» могут устанавливаться:
- боевой модуль «Гром» (1 × 30-мм автоматическая пушка, 1 × 7,62-мм пулемет, 1 × 30-мм автоматический гранатомет и ПТРК «Барьер» (боезапас 4 ПТУР));
- боевой модуль КБА-105 «Шквал» (1 × 30-мм автоматическая пушка, 1 × 7,62-мм пулемет, 4 × ПТУР «Барьер» либо 2 × ПТУР и 30-мм автоматический гранатомет);
- боевой модуль БАУ 23×2 (две 23-мм автоматические пушки и один 7,62-мм пулемет);
- боевой модуль БМ-7 «Парус» (30-мм пушка ЗТМ-1 (боекомплект 400 снарядов), 1 × 30-мм автоматический гранатомет КБА-117 (боекомплект 145 гранат), 1 × 7,62-мм пулемет (боекомплект 2000 патронов) и ПТРК «Барьер» (боезапас 4 ПТУР)).
Технические характеристики БТР-4 «Буцефал»:
Двигатель: ЗТД-3
Мощность: 500 л.с.
Колесная формула: 8×8
Максимальная скорость: 110 км/ч
Запас хода по шоссе: 690 км
Длина корпуса: 7650 мм
Ширина: 2900 мм
Высота: 2860 мм
Клиренс: 460 мм
Боевая масса: 21,9 т
Преодолеваемый подъем: 30º
Преодолеваемая стенка: 0,5 м
Преодолеваемый ров: 2 м
Преодолеваемый брод: плавает со скоростью до 10 км/ч