Пожалуй, услышав слово стройка, первая ассоциация, которая возникает в мозгу у каждого человека – это подъемный кран. Прочно завоевав первое место в нашем представлении о строительстве, он стал, пожалуй, его главным символом.
На сегодняшний день кран является настолько обыденной, но в тоже время совершенно незаменимой строительной машиной, что его можно найти не только на постройке зданий и домов, но и в производственных цехах, на складах и в портах. Его способность не только поднимать и опускать различные виды грузов, но и перемещать их по горизонтали на большие расстояния, и является причиной столь широкого спектра применения этой спецтехники. И хотя человеком придумано множество видов кранов, все они выполняют примерно одинаковые функции и имеют некоторое внешнее сходство, на самом деле многие из них очень разнятся конструктивно, используя различные принципы работы.
Впрочем, в этой статье мы не станем описывать принципы работы подъемного крана, а остановимся на некоторых любопытных фактах о них, которые вам, возможно, не известны.
- Своим названием кран обязан журавлю, который по-английски звучит, как сrane.
Посмотрев на созданную им машину, человек некогда подметил ее внешнее сходство с длинноногим и длинношеим журавлем, ловко орудующим своим острым клювом. Так подъемному крану удалось «присоседиться» к отряду журавлиных.
- Люди с древнейших времен использовали различные виды машин и устройств для подъема тяжелых грузов и материалов. Пожалуй, самым первым прототипом подъемного крана был так называемый шадуф, или попросту говоря, рычаговая система подъема воды из колодца. Такую систему впервые стали использовать в Древнем Египте более 4000 лет назад.
Сейчас шадуф еще можно встретить в отдаленных сельских районах Индии и Египта.
- Самым первым именно строительным краном стало устройство, созданное древними греками. Оно появилось в Греции примерно в конце VI - начале V века до нашей эры и призвано было поднимать большие грузы с помощью веревки и шкива.
- Использовав простой принцип «тянуть вниз легче, чем поднимать», греки создавали такие огромные по своему весу шедевры архитектуры, как греческий Парфенон и вошли в историю, как создатели прародителя современного подъемного крана.
- В первом веке тяговой силой для работы подъемного крана являлся человек и домашние животные. Такие машины были громоздкими, неповоротливыми, а конструкция крана представляла собой деревянные балки, подсоединенные к вращающимся шкивам, в действие которые приводились живой энергией. Уже позже, в средние века и в эпоху Возрождения, человечество изобрело ступальное колесо, которое в действие также приводилось ногами людей и животных. Самыми большими подъемными кранами, работающими на принципе ступального колеса, были портовые краны. Некоторые из этих кранов существуют и поныне, как музейные образцы. Туристы, желающие посмотреть на подобные архаические сооружения, могут их найти в порту Копенгагена в Дании, в городе Гданьск в Польше и в немецком Трире.
- Уже в XIX веке человек изобрел паровой двигатель. Эта технология стала решающей в создании подъемных кранов такими, какими мы их знаем сейчас.
С момента появления парового движителя, строительная техника больше не нуждалась в использовании человеческой и животной тяговой силы. В начале XX века появился и двигатель внутреннего сгорания, которые смогли заменить собой паровые двигатели в кранах. Помимо этого, сталь и железо стали основными материалами, из которых создают современные краны.
- Как это ни удивительно, но многие всемирно известные политики и писатели начали свою карьеру в качестве операторов крана. В особенности таких политиков много в США, Канаде и Англии. Сейчас в законодательных секторах правительств этих стран работает пару десятков депутатов, некогда бывших операторами подъемного крана.
- Самый первый гидравлический кран (модели L300) в Европе, выпускаемый не кустарно, а на базе производства, создала всемирно известная компания Liebherr.
И по сегодняшний день этот производитель является лидером, синонимом технологических инноваций в области создания кранов и «законодателем мод» на эту спецтехнику. Компания обладает тысячами патентов на изобретения, и выпускает более 30 видов подъемных кранов. Забавным является то, что изначально компания зародилась в Германии, а ее владельцем стал Ханс Либхерр, получивший небольшую фирму в наследство от отца. Для ее дальнейшего развития, дабы не платить большие налоги на наследство, которые в те годы налагала Германия, Ханс вынужден был перенести компанию в Швейцарию. Именно поэтому компания отныне называется швейцарским производителем. И если на 1993 год в Liebherr работало порядка 15000 тысяч сотрудников, то сегодня их уже больше 40000.