Являясь коренной киевлянкой, вот уже несколько лет я с тоской и болью лицезрею, как родной город хиреет и планомерно превращается в помойку. Уродливые заборы, изрисованные мерзкими символами стены домов, полуобвалившиеся скелеты зданий, которые некогда начали строить и бросили, горы мусора у выходов из метро и грязные маршрутки, попадающие под мойку не чаще двух раз в году, уже перестали вызывать горечь и сожаление. От этого возникает лишь чувство злости и желание кого-то ткнуть в это носом.
Я живу неподалеку от одного из подобных мусорников. Впрочем, это не настоящий мусорник, а на самом деле территория завода некогда большого и известного на весь Советский Союз машиностроительного завода АТЕК (Киевский завод «Красный экскаватор»).
Фото завода, находящегося по адресу: г. Киев, проспект Победы, 83.
Как то, проходя мимо него в очередной раз, пнув выкатившуюся из-под стоявшего на улице грейдера пустую бутылку, мне вдруг отчаянно захотелось узнать историю и судьбу этого опустившегося сейчас завода.
Почему он, занимающий такую огромную площадь в хорошем месте у проспекта Победы, стоит всеми забытый и захламленный? Где эта техника, которую он должен выпускать? И почему, если он ничего не делает, он занимает место посреди города, становясь, год от года все большей свалкой?
Как выяснилось, этот завод является одним из самых старых машиностроительных предприятий города Киева. Образованный в 1898 году чешскими предпринимателями Вацлавом Фильвертом и Франтишеком Дединой, этот завод первоначально располагался практически на Хрещатике и выпускал сельскохозяйственные сеялки.
Примечательно, что за первый же год своей работы завод умудрился выпустить 130 сеялок, и популярность их была обусловлена особенностью конструкции. В отличие от своих аналогов, сеялки акционерного общества "В. Фильверт и Ф. Дедина в Киеве", а именно так тогда назывался завод, при работе в землю вносили не только семена, но и порцию удобрений для них. Такого доселе не делал никто. Машина автоматизировала ручной труд, и именно поэтому стала очень востребованной в такой аграрной области.
К началу 20-го века завод смог выпустить и продать тысячи единиц этой уникальной агротехники. На нем уже работало полтысячи человек, причем рабочие были как выходцами с Украины, так и чехами.
Затем завод расширил линейку выпускаемой техники, начав создавать локомобили и молотилки. В ходе расширения стало ясно, что завод стоит перенести поближе к железнодорожным путям. Так сегодняшний завод АТЕК очутился за чертой Киева (в те времена), в хуторе Галаганы, подле грузовой станции Святошин.
Стоит понимать и то, что машины, производимые заводом, настолько пользовались популярностью, что с успехом шли на экспорт в такие страны, как Германия, Австрия и Чехия.
Но, время и политическая обстановка диктовали свои условия. В первую мировую войну завод полностью перепрофилировали под выпуск повозок для солдат и военно-полевых кухонь. А революция принесла его основателям и владельцам банкротство. Фильверт и Дедина вынуждены были уехать на родину, а завод вскоре национализировали.
В 1924 году ему присвоили звучное революционное название «Красный пахарь». Именно завод «Красный пахарь» и стал первым предприятием, наладившим выпуск в молодой советской республике первых траншейных экскаваторов, автомобильных бетономешалок и углепогрузочных механизмов.
Фото бетономешалки модели СССМ-738/С-49 оборудованной на шасси автомобиля ЯГ-6.
1934 год ознаменовался сходом с его конвейера первого ковшового траншейного экскаватора модели МК-II. Благодаря этому, начиная с 1935 года, предприятие стало именоваться "Красный экскаватор".
Фото первого советского ковшового траншейного экскаватора МК-II.
Траншейный экскаватор МК-II был необычной машиной, в которой ходовая часть являлась гибридной – в ней гусеницы совмещались с колесами. Она могла рыть траншею шириной 1,2 метра, и глубиною до 6 метров. А габариты этого гиганта были самыми весомыми во всем Советском Союзе. Большей машины на те времена СССР не выпускала. Но, к сожалению, как раз размеры машины и не устроили промышленность. Этот агрегат призван был рыть траншеи под прокладку городской канализации и водопровода, но своим весом он просто не позволял проводить работы в черте города, разрушая дороги. К тому же он был малопроизводителен, и вскоре завод попытался наладить производство усовершенствованной модели траншейного экскаватора МК-III. Однако его внедрение было остановлено началом Второй мировой войной.
Захват Киева фашистами гибельно отразился на заводе «Красный экскаватор». Он был частично разбомблен, на уцелевшей его части оккупанты пытались наладить свое «убийственное» производство, а после ухода полностью разграбили. Так что послевоенное время завод встретил совершенно разрушенным.
Однако, как свидетельствуют документы, уже на второй день после освобождения Киева от фашистов, на заводе «Красный экскаватор» заработали два цеха – деревообрабатывающий и литейный. СССР был изрядно потрепан войной и оккупантами, после войны он остро нуждался в восстановлении, и значит, советской власти срочно требовалась строительная техника. Где же, как не на заводе, специализирующемся на постройке такой спецтехники до войны, было налаживать послевоенное производство?
Уже в 1946 году был спешно налажен выпуск карьерных экскаваторов. Первым образцом стал экскаватор ЭМ-182.
Выпуск техники на заводе рос бешеными темпами, на нем трудились тысячи работников. И уже к концу 40-х годов было решено отстроить для них жилье. Так появился микрорайон Галаганы, в котором я и живу.
В 50-х годах завод «Красный экскаватор» уже выпускал не только экскаваторы, но и сельскохозяйственные тракторы, строительные погрузчики, бетономешалки и трубоукладчики. Здесь же был выпущен первый в союзе экскаватор с гидравлическим управлением, а модели, разработанные на заводе, стали выпускать и на других заводах СССР.
К середине 60-х годов завод, который уже получил звание "Киевского ордена Трудового Красного Знамени завод "Красный экскаватор", открыл при себе техникум по воспитанию подрастающих кадров, большую столовую и детский комбинат. А по мере развития и расширения производства смог позволить себе построить пионерский лагерь в пуще-Водице и обзавестись домом отдыха в Конча-Заспе.
70-е годы ознаменуются тем, что завод приобретет славу самого известного в СССР машиностроительного предприятия по выпуску сельскохозяйственной и строительной техники. Он выпустит один из самых популярных и ходовых полноповоротных гидравлических экскаваторов на пневмоколесном ходу ЭО-4321.
Фото карьерного экскаватора модели ЭО-4321.
Фактически, по воспоминаниям советских экскаваторщиков, именно на такой машине они воспитывались и росли как профессионалы, именно эта спецтехника была самым частым гостем на строительных площадках советского периода.
Затем наступят времена, когда «Красный экскаватор» станет осваивать выпуск экскаваторов на базе автомобильных грузовых шасси Краз, сделав довольно внушительную линейку; начнет выпускать войсковые машины
Фото экскаватора модели ЭОВ-4422.
и отличные автогрейдеры.
Фото автогрейдера Атек-421.
А самым невероятным новшеством станет производство навесного оборудования, среди которого появятся и гидромолоты.
Одним словом, история этого завода очень насыщенна. Образованное иностранцами, это предприятие смогло пережить революционную национализацию, советские планы и пятилетки, и даже две мировые войны. Его грабили и разрушали, бомбили и разворовывали. Но он устоял. Смог стать пристанищем и кузницей кадров для многих тысяч украинцев, обеспечивал огромный советский союз машинами, могущими конкурировать с иностранными аналогами. Приносил пользу и прибыль государству, кормил множество семей и был предметом гордости для нескольких поколений.
Так что же с ним стряслось сейчас?
Мне известны истории многих марок строительной техники. Их судьбы поражают воображение. Взять, к примеру, историю бренда «VOLVO». Она также начиналась в 19 веке, эта марка тоже переживала исторические потрясения, мировые войны и политические кризисы. Но на сегодняшний день этот бренд строительной техники известен в каждом уголке планеты, это фирма-гигант, обладающая мировым именем, огромными производственными площадями и миллиардными ресурсами. Она является новатором, законодателем моды, изобретающим и внедряющим самые современные технологии в производство своих машин. Эта компания имела такой же старт, аналогичные возможности и шансы. Но ее знают все, а марка техники «АТЕК» на сегодняшний день абсолютно позабыта. Еще изредка на бесплатных досках объявлений можно встретить продаваемые образцы экскаваторов 70-х – 80х- годов выпуска, но после история обрывается.
Так что же стало причиной по сути смерти такого большого завода?
В 90-х годах, после распада СССР завод еще работал превосходно. В стране только начались перестроечные процессы, коррупция еще не приобрела столь грандиозные масштабы, и предприятие активно взялось за выпуск современной строительной и дорожной техники. В это время «Красный экскаватор» формирует свое большое конструкторское бюро, которое располагается на 5-ти этажах внушительного здания. С конвейера сходят все новые модели грейдеров, экскаваторов-погрузчиков, мини-погрузчиков, сельскохозяйственной техники и подъемных кранов, а само предприятие теперь зовется закрытым акционерным обществом «АТЕК».
Фото фронтального погрузчика модели АТЕК-671.
Однако, эта техника со временем стала проигрывать в качестве зарубежным аналогам. К тому же руководство предприятия перестало справляться должным образом со своими функциями. Год от года продукция АТЕКа становится все менее конкурентоспособной, задерживаются заработные платы рабочим, хорошие специалисты уходят, а руководители по большей части занимаются своими делами. Затем, очевидно, случается закономерная для тех времен ситуация, при которой деньги завода, хранящиеся на счету некоего «Градобанка» неожиданным образом куда-то испаряются. Конечно, любому человеку, хотя бы немного знакомому с правилами проведения банковских и бухгалтерских операций, очевидно, что деньги из банка просто так никуда не исчезают. Для проведения банковской операций по счетам любой компании в обязательном порядке требуется подпись руководителя, наделенного таким правом. Да и банк просто так не может присвоить себе деньги. Так что разговоры о пропавших в «Градобанке» средствах АТЕКа могут быть рассчитаны только на совсем уж простаков. Довольно сомнительно, что все это произошло без ведома самого руководства предприятия. В данном случае всю ответственность я склонна возлагать прежде всего на него.
С этого момента начинаются невероятные события, которые в конечном итоге и приведут предприятие к полному краху.
Быстро смекнувшие теперь свою полную безнаказанность чиновники, под благовидными предлогами отказываются искать исчезнувшие деньги. Зато естественно появившаяся налоговая задолженность завода начнет расти с геометрической прогрессией.
Очевидно, кто-то решил прибрать завод к рукам, и делал это, попросту банкротя. Впрочем, вероятнее всего, этого «неизвестного» интересовало не столько производство, сколько большая территория завода, раскинувшаяся на 28 гектарах и расположенная в стратегически удобном районе – близ метро, железнодорожной станции и хорошей транспортной развязки. До сих пор так доподлинно и неизвестно, кто был этим «некто».
В 2008 году Киевэнерго полностью обесточивает АТЕК, ссылаясь на долг почти в 2 миллиона гривен за электроэнергию. В это время чиновники страны занимаются рейдерством и «отжатием», скупкой за бесценок предприятий и распродажей страны в гигантских масштабах. Их интересуют только быстрые деньги, больше никого не волнует судьба гиганта, некогда снабжающего страну техникой, рабочими местами и налогами в бюджет.
Хотя, как утверждают некоторые знающие люди, вся эта история началась задолго до того, как чиновники стали банкротить предприятие. Форма собственности ЗАО по украинским законам предполагает постоянный периодический отчет компании перед Госкомиссией по ценным бумагам. Но по каким- то неизвестным широкой общественности причинам, начиная с 2006 года, АТЕК постоянно задерживал свою отчетность, пытаясь, будто бы что-то скрывать и увиливать от обнародования данных. Чем в конечном итоге пополнил долг перед бюджетом еще несколькими миллионами гривен, ибо несвоевременная подача отчетности влечет за собой большие штрафы. И это второй камень в огород руководства предприятия.
К 2010 году на АТЕКе практически не осталось работников. Больше некому было не то что работать, но и попросту убирать свою и прилегающие территории. Стены завода обвалились, окна зияли выбитыми «глазницами», а у ворот предприятия нерадивые граждане нашей страны, желающие жить «по-европейски», но любящие гадить там, где живут, устроили свалку мусора.
Так сейчас выглядят цеха завода.
Начиная с 2011 года, у предприятия АТЕК стартует затяжной период судебных разбирательств по взысканию всевозможных задолженностей.
С этих пор завод попросту простаивает и разрушается. Впрочем, так казалось лишь простому обывателю, не видящему всей закулисной борьбы, происходящей вокруг завода. О том, кто владеет АТЕКом ходило много разных слухов. Продолжительное время его приписывали депутату партии «Батьківщина» Андрею Павловскому, который будто бы сам в беседах утверждал, что владеет заводом.
Другая версия гласит, что все же предприятие планомерно разваливал его руководитель – Михаил Щербаков, являющийся главным держателем акций. Как утверждают многие бывшие работники АТЕКа, этот горе-руководитель никогда не занимался производственным процессом, увлекшись лишь одной статьей дохода – сдачей помещений, принадлежащих ЗАО в аренду сторонним предприятиям. Этот способ заработка для многих руководителей крупных производственных предприятий Украины в годы независимости стал самым популярным. Данный вид деятельности не требует ума и таланта, это самый примитивный способ из всех возможных, с чем искренне хочется поздравить и Михаила Щербакова (надеюсь, ему «икается»).
2012 год принес заводу АТЕК банкротство. Неожиданно, в процессе судебных тяжб на сцене возникнет предприятие, желающее купить агонизирующий машиностроительный гигант. Но, к превеликому сожалению, им оказывается вовсе не предприятие, желающее возродить былую славу АТЕКа, а всего лишь на всего скупщик цветного металла – оффшорная компания «Gefest Investments», впрочем, и та принадлежит украинским олигархам Валерию Кришталю и Евгению Казьмину.
События, свершившиеся в феврале сего года, на время принесут заводу недолгое затишье.
И вдруг в сентябре 2014 года на предприятии почувствовалось некое оживление. Неожиданно прозвучала готовность нового руководства перепрофилировать завод под починку военной техники для украинской армии, участвующей в АТО. Будто бы даже звучало предложение предоставить заводские общежития переселенцам с Донбасса и Крыма. В обмен предприятие хотело списать свои миллионные долги перед дебиторами и госбюджетом. В это тяжелое для страны время многие нечестные люди пытаются нажиться на теме АТО и противостояния Украины агрессору. Так что, я склонна с некоторым скепсисом относиться к высоким лозунгам, провозглашенным вновь назначенным руководителям АТЕКа.
На сегодняшний день процесс банкротства предприятия продолжается. 22 ноября на заводе вновь случился конфуз: якобы прибывшие сотрудники милиции задержали машину, вывозящую с территории несколько тонн цветмета. И здесь опять ничего не ясно: то ли это очередной рейдерский захват, то ли реальная ловля милиции преступников.
Сейчас понятно только одно:
На Украине существовал завод со 116 - летней богатой историей. Предприятие, чьей деятельностью можно было бы гордиться. Оно пережило фашистов, но не смогло пережить деятельность своих граждан. Его разрушали бомбами, а убила простая человеческая жадность. Надежды на возрождение у него нет. Как и совести у тех людей, которые его уничтожили. Отныне я смогу только с завистью писать истории зарубежных компаний – производителей великолепной строительной техники. Я буду говорить о них с придыханием. Восторгаться их мужеством, умом и талантом. Понимая, что на Украине все это было тоже возможно, но мы как обычно это потеряли.
Частично информация и фотоматериалы взяты:
http://simplyman100500.livejournal.com/6381.html?thread=13549