Как известно, высокая проходимость автомобиля может обеспечиваться несколькими конструктивными особенностями:
- клиренсом;
- углом свеса и продольной проходимости;
- тяговыми и мощностными характеристиками машины;
- типом подвески;
- и колесами супербольшого диаметра с низким давлением на грунт.
И сегодня нам хотелось бы рассказать об этом последнем параметре – огромных колесах с низким давлением на грунт, которые называются роллигонами.
Роллигоны – это невероятно широкие шины с очень низким удельным давлением на грунт, повышенной эластичностью основной части и боковины, и сниженным поверхностным напряжением.
Обычно роллигон давит на почву не сильнее, чем 0,21-0,7 килограм на 1 см2. Благодаря низкому поверхностному напряжению, попадая на камни, песок или влажные грунты, такое колесо в пятне соприкосновения просто приобретет форму препятствия, с легкостью преодолевая его. И эта способность прогиба может достигать 35% от величины диаметра шины. Человек, попавший под роллигоны, установленные даже на очень тяжелую технику, останется жив и здоров, ибо транспортное средство лишь чуть-чуть его примнет.
Помимо этого, роллигон практически невозможно пробить или повредить - проводились эксперименты передвижения транспортного средства даже по битому стеклу, а ее прокол возможен лишь тогда, когда колесо сталкивается с очень острым большим вертикальным предметом. Но и это не способно особо повредить шине, ведь воздух из нее будет вытекать крайне медленно в связи с малой величиной внутреннего давления.
Благодаря установке на вездеход таких шин, значительно уменьшается вес транспортного средства, увеличиваются его скоростные характеристики, и снижается сопротивление качению, а значит потребление топлива. На сегодняшний день колесные вездеходы с установленными на них шинами роллигон, могут развивать скорость до 105 км/ч, и используются буровыми и нефтяными компаниями для передвижения по снегу, льду, песку, грязи, болоту и большим камням.
На самые известные сегодня колесные вездеходы-тяжеловесы, такие, как Godzilla, Rolligon NOV, Max, ШЕРП, и др., установлены именно шины типа роллигон, которые и обеспечивают транспортным средствам невероятную проходимость.
Интересна история создания этих удивительных шин. Их изобрел простой сельский учитель и талантливый американский инженер Вильям Гамильтон Олби, который в 1950 году приехал порыбачить на Аляску.
Однажды, Вильям стал свидетелем того, как местные эскимосы тащили по острым камням свои тяжелогруженые лодки. Делали это они с помощью нескольких тюленьих шкур, которые связывали, придавая им шарообразную форму. Подкладывая их под лодку, местные охотники как бы катили ее по камням, нисколько не переживая за сохранность. Этот момент врезался в память Олби, и спустя год, великолепную задумку эскимосов он воплотил в жизнь, изобретя вездеходные роллигоны для военной техники.
Идея эта пришла ему в голову после разговора с одним высокопоставленным американским чиновником, который сетовал, что армейской технике тяжело передвигаться по бездорожью Кореи (в 1950-1953 годах в Корее проходила война между ее Южной и Северной частью).
Обратившись к известной компании «Goodyear Tire and Rubber» он получил их поддержку, и в собственном гараже начал создавать роллигоны. Его первая шина давила на грунт с силой всего 300 г на квадратный сантиметр, что стало настоящим прорывом в придании тяжелой технике большой вездеходности. Спустя год Вильям Олби запатентовал свой продукт, и создал собственную компанию под названием «Albee Rolligon Co.». В 1957 году был построен первый в мире 7-тонный 6х6 транспортер «Олби Роллигон», который стал настоящей сенсацией среди инженеров.
Но гениальному изобретателю не хватило средств на полную реализацию своего проекта, и в 1960 году он продал компанию богатому американскому дельцу Джону Холланду старшему, который переименовал производство в «Rolligon Corporation». Достаточное финансирование идеи позволило Олби творить дальше, и уже в начале 60-х годов он смог уменьшить давление своих шин на грунт до 150 г на см2.
В 1973 году, в результате совместной деятельности с компанией «Bechtel Corporation» (США) на свет появился легендарный вездеходный тягач CATCO Rolligon 12x12 (с прицепом 4x4).
Эти машины и по сей день успешно используются в самых тяжелых климатических и рельефных условиях на нашей планете. Низкое давление в шинах (200 г/см2) позволяет этим необычным транспортным средствам передвигаться по болотам, песку и снегу, пересекая безлюдную тундру, и не повреждая ее чрезвычайно хрупкий покров.
Вильям Олби умер в возрасте 102 лет, но на сегодняшний день его идею эксплуатируют многие мировые компании. К примеру, фирма «Pick Oil Services» создает технику, которую оснащает роллигонами, но называет ее «Rimpulls» или «тундровой кошкой». Делают что-то похожее и китайцы, и англичане, и россияне.
Компания «Rolligon» не ушла в небытие, и сегодня создает для разных заказчиков удивительные вездеходы.
Средняя цена такого автомобиля составляет примерно $750000. Также она активно сотрудничает со многими мировыми брендами, такими, как Michelin, Nokia и Bridgestone. В свое время роллигонами часто оборудовалась и военная и вездеходная техника СССР.