Сколько существует человечество, столько оно ведет войны. Кажется, что сегодня на нашей планете не случается ни единого мирного дня, когда бы кровопролитные сражения не уносили человеческие жизни. Но, несмотря на то, что война – это отвратительное и страшное действо, некоторые из величайших технологических достижений человечества появились именно благодаря ей. И если оглянуться назад, то можно понять, что войны в свое время рождали такие машины, чей вид и инженерные инновации не могут нас не поражать. В этом топе мы хотели бы вам напомнить о самых впечатляющих военных машинах, когда-ибо построенных в истории человечества.
Родосский Элеполис
Родосский Элеполис (в переводе «Обрушивающий города») – это громадная машина (кстати, созданная не в единственном экземпляре) в виде передвижной башни для осады городов. Самыми известными ее применениями были осады крепости Саламине и Родоса на Кипре в 306 году.
Элеполис представлял собой большую коническую башню, высотой 41,1 м, и шириной 20,6 м, которая была установлена на колесную платформу, толкаемую бойцами в бой вручную. И если вы не вполне осознали ее размеры, то это, по сути 14-этажный дом на колесах. Элеполис стоял на восьми колесах, каждое из которых имело диаметр 4,6 м, то есть их высота равнялась высоте колес современных огромных карьерных самосвалов. Передняя и боковые стороны башни были оббиты железными огнеупорными пластинами, которые не могло пробить используемое тогда оружие. Внутри башня Элеполис была разделена на пять этажей, соединенных несколькими пролетами лестниц. Причем, для того, чтобы бойцы не мешали друг другу, одни лестницы предназначались только для подъема, другие – только для спуска.
По примерным подсчетам ученых, весила машина около 160 тонн, и требовала для своего обслуживания во время боя приблизительно 3400 сильных мужчин, которые постоянно сменялись. Также на платформе башни имелись боковые ролики, которые позволяли машине даже передвигаться вбок. В стенах имелось много бойниц для осадных орудий, и в зависимости от направления движений, их выставляли на противника, никогда не давая заглянуть в тыл боевой машине.
Так, доподлинно известно, что Элеполис был оснащен весьма мощным вооружением - двумя 82-кг и одной 27-кг катапультами на первом этаже, тремя 27-кг - на втором, и двумя 14-кг катапультами на третьем. Остальные два верхних этажа занимали бойцы с более легким вооружением, которые «снимали» врагов с башен крепости.
Проемы между этажами были набиты шерстью животных и мокрыми водорослями, которые делали перегородки огнеупорными, и в случае чего не давали распространиться огню на другие этажи башни.
А теперь на секундочку попробуйте представить, как на вас, сидящего в крепости, движется 14-этажный, обшитый металлом, огнедышащий небоскреб, извергающий из пасти огромные смертельные ядра, крошащие все вокруг себя. Для 4-ого века нашей эры эта машина являлась настоящим вариантом современного атомного оружия, перед которым никто не мог устоять. Немудрено, что и крепости, осаждаемые Родосским Элеполисом, всегда падали под натиском владельца этой машины.
Османская тяжелая пушка
В начале 1452 года в Константинополь к Византийскому императору Константину XI приехал венгерский инженер по имени Орбан. Он предлагал тогда уже обедневшему и не вполне могучему императору строить огромные бронзовые пушки, использующие черный порох. Византия была уже полностью окружена Османской империей, и ее границы «трещали по швам». Но на тот момент это государство было уже бедным и серьезно разоренным, а создание пушек требовало больших денежных затрат. Не получив должного поощрения и поддержки от Константина, Орбан не долго думая, отправился со своим предложением к правителю турков.
Когда правитель Османской империи, султан Мехмед II, сумел понять настоящую силу и значение черного пороха, как великий полководец он немедленно решил использовать его для ведения войны против Византии.
Дошедшая до наших дней бронзовая османская пушка
Для этих целей он решил построить орудия, которые бы, поджигая порох внутри, выплевывали на противника огонь разрушительной силы. Эти пушки были использованы при осаде византийского Константинополя в 1453 году. Привезя под гордый, не желающий сдаваться, город 60 таких орудий, турки расстреливали его на протяжении нескольких недель, не оставив камня на камне.
Когда, наконец, Константинополь пал, византийская империя насчитывала всего около 50 000 человек, ее правители были убиты, а битва с использованием османских тяжелых пушек изменила мир навсегда. Эти орудия окончательно уничтожили Римскую империю – одну из самых древних и великих за всю историю человечества.
Десантный корабль Зубр-12322 («Поморник»)
Этот советский корабль является самым огромным и мощным десантным кораблем на воздушной подушке в мире. Изначально (первый такой корабль был построен в 1988 году), эти корабли строились для армий России, Украины, Греции и Китая.
В начале 2000-х годов Украина всех своих «Зубров» либо списала, либо распродала в Грецию, и на сегодняшний день на вооружении у нашей армии таких удивительных кораблей больше нет.
«Зубры», которые в армии НАТО называют «Поморниками», это корабли, созданные специально для высадки десантных войск на берег противника. Благодаря удивительной конструкции воздушной подушки, эта машина может с легкость передвигаться как по воде, так по суше и даже болоту и песку.
Весят более 620 тонн и способны перевозить на себе до 150 тонн груза, в том числе в его трюмы помещаются большие военные машины и различное вооружение: 3 больших танка; 10 БТР и 140 человек десанта; 8 БМП; или 8 плавающих танков.
«Зубр» оснащен несколько силовыми агрегатами, суммарная мощность которых достигает 50000 л.с., и тремя реверсивными 4-лопастными винтами, диаметром 5,5 м. Также на корабле находятся 2 электростанции мощностью по 100 кВт каждая. Цельносварной корпус выполнен из крепкого алюминиево-магниевого сплава.
В 2014 году планировалось, что в Крыму Украиной будет восстановлено производство этих громадин, однако, в силу произошедшей аннексии, планам этим пока не суждено сбыться.
«Дора» и «Толстый Густав»
А вот глядя на эту машину, в ее существование и вовсе трудно поверить.
Испытания Доры
Толстым Густавом и Дорой прозвали железнодорожное артиллерийское орудие фашистского рейха, которое германская фирма «AG Krupp», занимающаяся выпуском автомобилей, горно-шахтного оборудования и сельскохозяйственной техники, построила во время Второй мировой войны для нацистской армии. «Дорой» называли первую такую построенную машину, и имя это она получила в честь любимой жены главного конструктора проекта. Вторая машина получила имя «Толстый Густав» в честь одного из директоров фирмы Krupp - Густава фон Болена, и обошлась немецкому государству в колоссальных 10 млн. рейхсмарок.
Толстый Густав
Созданные машины были, в первую очередь, призваны уничтожить длинную стену французских и бельгийских фортов вдоль немецкой границы, так называемые линии Мажино и Эбен-Эмаэль. «Дора» была также применена при штурме крымского Севастополя в 1942 году.
Эти два самых больших «пистолета» из когда-либо созданных человечеством, требовали для своей эксплуатации собственную железную дорогу, по которой они могли быть доставлены в требуемое место. При весе в 1344 тонны и габаритах 47,3 м длиною, 7,1 м шириною и 11,6 м высотою, пушку обслуживало около 500 человек экипажа. А при полной загрузке и отличном техническом состоянии, она могла поражать цели на расстоянии до 47 км, пробивая броню толщиной до 1 м и бетонные укрепления толщиной до 7 м.
Артиллерийское орудие Дора
Имела ствол длиною 32 м с ресурсом до 300 выстрелов, калибром 807 мм, а изготовленные для нее снаряды весили больше 7 тонн каждый.
Снаряд для Толстого Густава
Однако, когда армии нацистов потребовалось использовать эти пушки при взятии Франции, они оказались не готовыми для использования. Позже Франция сдалась, и ее линии укрепления уже не нужно было разбивать. В нескольких битвах орудия были применены, но ни разу не оказывали решающего воздействия на исход сражения. А по большей части они оказывались настолько долго подготавливаемыми и доставляемыми на боле боя, что их применение уже не требовалось.
Одним словом, эти махины хоть и поражали воображение своими габаритами, оказались не особо эффективными в деле. В итоге, в одном из сражений «Дору» захватила армия США, а «Густава» уничтожили сами фашисты, чтобы он не попал в руки красноармейцам.
«Семерка» Р-7
Межконтинентальные баллистические ракеты на сегодняшний день являются одним из самых страшных оружий ведения войны, которые угрожают безопасности многих людей на планете. И совсем не удивительно, что первую такую двухступенчатую ракету создал в 1959 году, во времена Холодной войны, вечно воюющий и ненавидящий весь мир Советский Союз. Руководителем этого проекта тогда выступал главный космический конструктор СССР Сергей Павлович Королев.
«Семерку» и по сей день называют самой огромной баллистической ракетой, построенной человечеством. Дальность ее полета должна была составлять 8000 км, а отделяющаяся головная часть ракеты весила более 3 тонн. Однако, при этом, ее называют и одной из самых неэффективных, ибо, несмотря на использование передовых для своего времени технологий, эта махина требовала к себе массу внимания и заботы. Ее подготовка занимала не менее суток и требовала задействования массы рабочей силы. А поскольку в ней использовалось двухкомпонентное топливо, состоящее из жидкого кислорода и керосина, после окончания подготовки ракету необходимо было запустить не позднее чем через пару часов, иначе она становилась «профнепригодной». А значит, СССР на создание таких машин для убийства тратило баснословные ресурсы в виде денег и трудовой силы, а по факту имело не оружие, а полный пшик. Тем не менее, Р-7 некоторое время служила в качестве главного фактора устрашения в холодной войне, вынудив в конечном итоге США начать разрабатывать и свои собственные баллистические ракеты, которые оказались технически гораздо более удачными.
«Семерка» теперь только памятник
Позже «Семерку» пытались модифицировать, и на ее базе создать более совершенные ракеты, однако эти планы полностью провались. В частности, в 1960 году был разработан собрат «Семерки», ракета МБР Р-7А с чуть более улучшенными характеристиками, но очень скоро стало ясно, что и она не может применяться. В итоге, к концу 1968 года семейство этих ракет полностью сняли с вооружения.
Однако, самым удивительным является то, что конструкция этой ракеты все таки сослужила человечеству хорошую службу. Просто ей нужно было стать мирной, а не военной техникой. Именно на базе конструкции «Семерки» Р-7 были построены ракеты-носители для запуска космических спутников, и первый космонавт Юрий Гагарин попал в космос благодаря именно ей.
Так что в завершение нашего топа хотелось бы сказать, что военная техника, часто оказываясь бесполезной на войне (и, слава Богу!), иногда приносит человечеству мирные технологии, которые движут прогрессом. Пользуясь ими, нам стоит это помнить, и в будущем все же стараться создавать не машины для разрушения, а технику для созидания, коей является строительная спецтехника.