пн, 2015-04-20 08:25
Поделиться
Удивительные трактора. Часть 1

Современная спецтехника, демонстрирующая чудеса инженерной мысли, огромная и мощная или, напротив, компактная и производительная далеко не всегда была такой удобной, безопасной и совершенной. Созданию умных машин предшествовал целый век странных изобретений и находок, иногда удачных, а подчас и весьма курьезных. Талантливые инженеры-самоучки на разных континентах планеты строили тракторы, которые сейчас весьма отдаленно походят на известную нам спецтехнику. Однако, именно они стали ее прародителями. В конце 19-ого века с построения колесных, а затем и гусеничных тракторов началась эпоха создания не только сельскохозяйственных, но и строительных, дорожных и карьерных машин.

Этот цикл статей будет посвящен истории рождения, пожалуй, самой полезной техники на планете - тракторов. В нем мы будем вас знакомить с самыми любопытными и удивительными представителями этой «фауны», которые в свое время создавало человечество. 

English Ferry

Гусеничный трактор-паром English Ferry

Фото 1935 года.

Эта абсолютно невероятная машина является гусенично-колесным трактором-паромом, созданным компанией Caterpillar Tractor в 1935 году для Англии. Он перевозил пассажиров, отдыхающих на английском курорте Bigbury (Девоншир) на остров Burgh по океанскому песчаному перешейку, соединяющему материк и остров. О данном тракторе известно немногое, за исключением того, что он был оснащен 24-сильным двигателем и имел крайне плохую устойчивость – накатывающие волны частенько переворачивали это странное транспортное средство, а пассажиры, решившиеся на нем прокатиться, оказывались в воде.

Удивительно, но в 1969 был построен его более устойчивый, колесный «собрат», который, как утверждают туристы, и по сей день работает, перевозя пассажиров на остров Burgh. Это единственный в мире образец трактора-парома. 

Современный трактор-паром English Ferry

Фото English Ferry 2014 года

 

Трактор CLETRAC Модель F

Трактор CLETRAC Модель F

Этот трактор выпускался с 1920 года американской компанией «Cletrac». Его особенностью была абсолютно инновационная система гусениц, которая, по сути, стала прародительницей современных гусеничных траков. В ней использовалась роликовая цепь, но отсутствовали опорные катки и передний ленивец. Каждое звено гусеницы имело канал, проходящий по всей его длине, и по которому роликовая цепь могла свободно двигаться. Подобная конструкция позволяла работать гусенице практически без смазки. Еще одной новацией явилось то, что ведущая гусеничная звездочка была высоко поднята над поверхностью земли. Такой конструкторский ход минимизировал получение машиной ущерба от неровностей грунта и камней.

Ширину гусениц и клиренс модели F можно было изменять. Это позволяло использовать трактор CLETRAC на совершенно разных работах.

Корпус трактора был единой конструкцией, в которой двигатель, коробка передач и дифференциалы составляли единое целое. Это придавало трактору повышенную устойчивость, прочность и компактность. Интересным в этой модели трактора было и то, что все смазочные материалы заливались в одну единственную точку.

Трактор CLETRAC Модель F был оснащен 4-х-цилиндровым двигателем мощностью 16 л.с. и 1600-ми оборотами  в минуту. Но, что существенно осложняло его работу, так это наличие только одной передней и одной задней передачи.

Всего таких машин было выпущено ровно 300 штук.

Отреставрированный трактор CLETRAC Модель F

Фото отреставрированного образца трактора CLETRAC Модель F, находящегося в музее Йоркшира (Англия).

Farmall Super C

Этот странный трехколесный трактор с 1951 по 1954 годы выпускала известная американская компания «International Harvester» - производитель сельскохозяйственной техники и грузовых автомобилей. Всего за три года было выпущено 98310 таких тракторов.

Трактор был оснащен 4-цилиндровым 2-х литровым бензиновым двигателем International Harvester C123 с водным охлаждением, мощностью 24 л.с. Мог развивать скорость до 16 км\ч, имел 4 передние и 1 заднюю передачи скорости. В 1954 году его цена составляла 1700 $.

Сейчас такая техника пользуется невероятной популярностью у коллекционеров ретро-машин, которые готовы купить трактор за несколько тысяч долларов.

Трактор Acme 12-25

Трактор Farmall Super C

Уборочная машина-трактор Acme выпускался компанией «Acme Harvesting Machine Co.» в Пеории, штат Иллинойс (США), с конца 1800-х годов. Интересен этот трактор тем, что в нем забавным образом были совмещены гусеницы и колеса так, что гусеничные траки находились спереди. Впоследствии такую технику станут называть полугусеничной.

Он был оснащен 25-сильным 4-х-цилиндровым керосиновым двигателем Beaver OHV, выдающим 850 оборотов в минуту, имел 2-х скоростную коробку передач, весил почти 3 тонны и стоил при покупке 1650 $. К сожалению, в 1920 году их выпуск был остановлен.

Полугусеничные трактора 

Полугусеничный грузовик FWD-Roadless

А вот еще один представитель полугусеничной спецтехники – 3-х тонный английский артиллерийский тягач FWD-Roadless. Вообще, если говорить о полугусеничной технике, то во времена Первой мировой войны армии таких стран, как Германия, Франция и Англия обзаводились ими с удовольствием. Существовали очень разные образцы этой специфической техники, и все они, по большей части, находились на службе армий, ибо имели неплохие тяговые и вездеходные качества. 

Полугусеничный грузовик на службе армии

Полугусеничный военный грузовик

БОльшая их часть перевозила военно-полевые кухни и артиллерийские орудия. А вот в сельском хозяйстве такое гибридное шасси особо не прижилось, уступив место просто гусеничным машинам.

Полугусеничное шасси изобрел и впервые запатентовал Элвин Орландо Ломбард. И произошло это в мае 1901 года. Его полугусеничные тягачи работали в лесозаготовительной промышленности, таская за собой огромные бревна, и спереди имели не колеса, а…лыжи. Внешне эти машины походили на смесь паровоза и санок с рулевым управлением. 

Полугусеничный тягач Орландо Ломбарда

Ломбард был жителем маленького городка Вотервилль в северном штате Америки – штате Мэн. В начале 20-го века в этом городе проживало несколько тысяч человек, и все они, по большей части, были заняты в кожевенной и лесозаготовительной промышленности. Ломбард был простым кузнецом, но необычайно талантливым инженером и руководителем. За временной промежуток с 1901 по 1917 годы под его руководством и по его чертежам было построено 83 полугусеничных паровых тягача. Это были невероятные машины, которые отлично справлялись с ездой по заснеженной местности, перевозя грузы весом до 30 тонн и развивая при этом скорость около 7 км\ч. 

Полугусеничный тягач Орландо Ломбарда перевозит бревна

Особое удивление вызывает героизм оператора такой машины. Если приглядеться к фото, то становится ясно, что он управлял транспортным средством, при этом абсолютно не защищенный от окружающего холода.

Между тем в северных широтах штата Мэн температура воздуха частенько доходит до –40 градусов по Цельсию. И значит оператору приходилось не только управлять сложной и неповоротливой машиной на снегу, но и бороться с холодом и ветром. Воистину, наши предки были мужественными и сильными людьми!

В 1907 году Ломбард начал создавать и машины, у которых спереди присутствовали два колеса, а сзади одна гусеничная лента. Такая конструкция была обусловлена наличием большого количества в штате Мэн подвесных, довольно узких мостов. Правда, данной технике ее автор видел иное предназначение, считая, что такой транспорт мог бы стать повседневным гражданским средством передвижения. Однако, очень быстро, авторство на изобретение полугусеничных машин, у которых в шасси присутствовали колеса и гусеничный трак, с Ломбардом стал оспаривать иной инженер.

Холман Гарри Линн, тоже уроженец штата Мэн, на самом деле подсмотрев идею у Ломбарда, попросту ее украл, построив свой автомобиль с полугусеничным шасси.

Полугусеничный автомобиль Холмана Гарри Линна

Фото машины, построенной Линном. 

 Не выдержав хамского напора Линна, вскоре Ломбард сдастся и вернется к созданию своих удачных образцов на лыжах, а Линн начнет путешествовать по Америке и организует свою фирму под названием «Linn Manufacturing Company». И в свою очередь у него уже идею создания полугусеничной техники «позаимствует» Бенджамин Холт.

 

Фото одного из первых тракторов Бенджамина Холта

Фото одного из первых тракторов Бенджамина Холта.

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что в конце 19 века - начале 20 века идея создания различных модификаций полугусеничных машин, очевидно, витала в воздухе. В разных частях мира, никак не связанные между собой, инженеры приходили к одним и тем же идеям, претворяя их в жизнь. Поэтому, сегодня довольно сложно определить, кто из них стал первым автором, а кто заимствовал чужие идеи, и любые попытки вести споры на эту тему являются пустыми.

Fordson Trackson 

Отреставрированный трактор Trackson Model D 1925 года выпуска

Фото отреставрированного трактора Trackson Model D 1925 года выпуска.

Этот необычный трактор назывался Trackson Model D и выпускался под брендом Fordson в период с 1917 по 1920 годы. На самом деле этот бренд принадлежал Генри Форду, но именно эта модель создавалась специально для северных штатов Америки, таких, как штат Мэн. Trackson Model D – очень редкая модель. Всего этих тракторов было выпущено и продано несколько десятков. Причиной тому была непомерно высокая для 1925-ого года цена – 4000 $. Этот на первый взгляд компактный и небольшой трактор весил целых 7 тонн, мог развивать скорость 4,5 км\ч и трудился исключительно в лесозаготовительной отрасли. Он был очень устойчивым, сбалансированным и мощным для тех времен. Прекрасно преодолевал крутые горки и с легкостью передвигался по снегу.

 

 

 

Теги Тракторы

Комментарии