Операция «Камуфляж» - история удивительной маскировки целого авиазавода

ср, 2017-07-12 14:56
Поделиться
Операция «Камуфляж» - история удивительной маскировки целого авиазавода

Первая мировая война послужила мощным стимулом к развитию авиастроения во всем мире. Самолеты продемонстрировали себя эффективным видом военной техники, правительства многих стран начали выделять большие средства на развитие авиации, и очень скоро она стала одной их крупнейших отраслей промышленности. И если еще в 1918 году самолеты (обычно это были бипланы) являлись редкостью, строились по большей части из древесины, и умели развивать скорость до 200 км/ч, то уже во время Второй мировой их производство стало серийным и массовым.

По сути, самолеты начала 40-х годов имели мало общего с авиацией начала века, их облик и технические способности кардинально изменились, и на вооружении разных стран мира стояли уже не десятки и сотни летающих аппаратов, а тысячи. Воздушные суда ускоряли процесс ведения войны, принося с собой более разрушительный эффект, чем когда-либо прежде, и ученые-инженеры вдруг осознали, что теперь от самолетов нужно прятать самое важное - секретные военные объекты, в том числе заводы, на которых проектируется и производится армейская техника. 

Авиазавод Lockheed Martin в Бербанке во время ВМВ

Даже в Америке, находящейся в тысячах километров от основных мест проведения военных действий, были предприняты особые меры по сокрытию таких объектов, и об одной из таких необычных операций и пойдет речь. В свое время она получила название «Камуфляж», и ее целью являлось сокрытие от вражеской разведки целого авиационного завода.

Как известно, до конца 1941 года Соединенные Штаты Америки держались в стороне от участия в ВМВ, но 7 декабря это положение в корне изменилось после бомбежки японской военной авиацией базы тихоокеанского флота военно-морских сил США в Перл-Харборе.

Так неожиданно Америка поняла, что война пришла на ее территорию, и производство военных самолетов в стране начало расти большими темпами.  

Уже через три дня после нападения на Перл-Харбор, руководители оборонной компании «Lockheed Martin» собрались на своем авиазаводе в Бербанке (город в округе Лос-Анджелес, штат Калифорния), дабы обсудить способы увеличения объема производства самолетов и методы сокрытия завода от воздушной разведки противника. Именно тогда и было принято решение о глобальной маскировке предприятия способом создания над ним искусственного маленького городка, который с высоты полета выглядел бы, как обычный американский пригород. 

Операция «Камуфляж» - история удивительной маскировки целого авиазавода

В итоге эта операция получила название «Камуфляж», а руководить ею было поручено полковнику Джону Ф. Омеру. Именно он еще до вступления США во Вторую мировую войну и был автором идеи маскировки и сокрытия больших военных объектов, и впервые свои идеи применял на полях сражения Британии в 1940 году. Однако, долгое время в Штатах его предложения высмеивались, ибо многие до бомбежки Перл-Харбора просто не верили, что война может прийти на их территорию.

Получив заказ на сокрытие целого авиазавода, Омер тут же принялся за его реализацию, пригласив себе в помощь известных дизайнеров, художников, арт-директоров, аниматоров, плотников, экспертов по освещению и продюсеров из киностудий в Голливуде, таких, как «Metro-Goldwyn-Mayer», «Disney Studios», «20th Century Fox», «Paramount» и «Universal Pictures». 

Операция «Камуфляж» - история маскировки целого авиазавода

Уже в начале 1942 года завод в Бербанке будто бы куда-то исчез, а на его месте появились дома и улицы, зеленые насаждения в виде клумб, приусадебных участков и скверов. Здесь была даже создана иллюзия полей с высаженной на них люцерной. Сами строения завода покрасили в зеленый цвет, и растянули над ними маскировочную сеть, дабы та имитировала траву. Большой участок территории и сам «поддельный» городок густо «утыкали» искусственными деревьями и кустарником – их сделали из проволоки, к которой с помощью клея прикрепили куриные перья, выкрашенные в цвет листвы. Говорят, с воздуха эта «растительность» выглядела очень убедительно, эффектно имитируя свежую/пожухлую листву, и даже молодые побеги. 

Операция «Камуфляж» - как маскировали целый авиазавод

В тоже время на самой территории авиазавода создали подземную сеть дорожек и складов со сложной системой вентиляции, где наземные воздуховоды прятались под видом гидрантов. Здесь появились бомбоубежища, жилье для рабочих, и были установлены зенитные орудия, призванные в случае чего защитить завод от нападения врага.

Замаскированный авиазавод в Бербанке Lockheed Martin

Чуть поодаль, на границах «искусственного» города создали такой же «игрушечный» аэродром, где с помощью обрезков холста, ящиков, мешковины, парусины, натянутой на проволоку и различного металлолома, построили иллюзию стоящих на земле самолетов и требуемой для них инфраструктуры. Поддельные взлетно-посадочные полосы были сделаны путем выжигания полос травы на полях.

Как во время Второй мировой войны замаскировали целый завод Lockheed Martin

При этом, рабочие военного предприятия неустанно трудились над созданием все новых самолетов, а в нерабочее время бросали во дворах «искусственных» домов детские велосипеды, прогуливались под ручки по улицам, вывешивали якобы постиранное белье, и передвигали по проезжей части пластиковые и деревянные автомобили, таким образом создавая у возможных шпионов иллюзию обычной жизни провинциального города. 

Операция по маскировке завода Lockheed Martin

После завершения всей «камуфляжной» операции по сокрытию завода в Бербанке, Омер поднялся в небо на высоту 1,5 км, дабы посмотреть на результаты своей деятельности. Пригласив на борт самолета нескольких экспертов и генерала департамента военной разведки, он обратился к ним с просьбой «найти авиазавод», но никто из участников этого мероприятия так и не сумел определить место дислокации военного объекта - сверху все это выглядело, как обыкновенный пригород Лос-Анджелеса. По факту, можно сказать, что Омеру удалось создать целый город, не строя его в традиционном смысле этого слова.  

На сегодняшний день маскировочная операция «Камуфляж» признана одной из самых крупных и успешных в истории войн. После нее полковник Омер также великолепно скрыл от «нежелательных взглядов» 26-акровую территорию авиазавода Boeing в Сиэтле.

Теги Lockheed MartinСтроительствоСамолетыВоенная техника

Комментарии