Вилочный (мачтовый) погрузчик – это разновидность грузоподъемной техники, которая имеет специфическое подъемное мачтовое устройство и способна перевозить груз на большие расстояния.
Грузоподъемное устройство вилочного погрузчика представляет собой мачту, состоящую из нескольких секций, вставленных одна в одну, гидроцилиндра и каретки. Каретка двигается в вертикальной плоскости по мачте, таким образом поднимая груз, к ней же крепятся и различные съемные грузозахватные органы.
Обычно вилочные погрузчики используются на складских помещениях, работают в условиях ограниченного пространства, производят погрузочно-разгрузочные работы или перемещают товары на стеллажах. Маневренность, высокая мобильность, возможность использования большого спектра грузозахватного оборудования и экономичность делают эту спецтехнику весьма востребованной в совершенно разных отраслях. Пожалуй, на сегодняшний день оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, логистика и порты уже не представляют свою жизнь без вилочного погрузчика. По сути, для многих отраслей он стал незаменимым орудием труда.
Однако, сегодняшние производители этой умной и универсальной техники предлагают столь обширный выбор машин, что подчас в нем можно заплутать. Что же стоит знать в первую очередь при выборе вилочного погрузчика?
Одним из самых важных критериев, конечно же, является его грузоподъемность. Для того, чтобы определить необходимый вам уровень грузоподъемности будущего погрузчика, стоит знать, что у погрузчика есть два вида грузоподъемности – максимальная и номинальная.
Максимальная грузоподъемность – это наибольший вес груза, который погрузчик может поднять на максимальную высоту без потери устойчивости. При этом, чем выше следует поднять груз, тем с меньшим весом может справиться погрузчик.
Номинальная грузоподъемность – это наибольший вес груза, который погрузчик может перевозить и укладывать без потери устойчивости.
Оба этих критерия устанавливаются заводом-производителем техники, и прописаны в его технической документации. Чаще всего в условиях складских помещений используют вилочные погрузчики малого класса, то есть грузоподъемностью не выше 4 тонн.
Так что для осуществления своего выбора, прежде всего, вам стоит понять, грузы какого веса нужно будет перевозить и поднимать вашему погрузчику. Взяв немного с запасом, вы сможете определиться с его грузоподъемностью.
Классы грузоподъемности вилочных погрузчиков:
- Малый класс – 1-4 тонны
- Средний класс – 4-10 тонн
- Тяжелые погрузчики – выше 10 тонн
Вторым важным критерием является выбор двигателя, на котором будет работать погрузчик. Здесь перед вами встанет одна из самых серьезных дилемм. Ибо, по виду используемого топлива, погрузчики делятся на дизельные и электрические, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Электрические погрузчики
Электрические погрузчики, как уже ясно из названия, подзаряжаются от электросети, и значит не могут надолго отъезжать от места подзарядки и имеют ограниченное время работы. К тому же у них часто приходится заменять батарею – не реже, чем каждые 2-3 года. Они капризны к условиям окружающей среды, плохо переносят высокую влажность и низкую/высокую температуру. Не могут долго выдерживать перегрузов, имеют малую грузоподъемность, и изначально при покупке стоят существенно дороже дизельных погрузчиков.
Однако, их бесшумность, экологичность, динамичность, дешевизна заправки и обслуживания для многих потребителей перекрывают все вышеперечисленные недостатки. Если вы планируете использовать погрузчик исключительно в условиях небольшого склада или магазина с централизованным электроснабжением, где всегда стоит примерно одинаковая температура и влажность; если вы нуждаетесь в погрузочной технике, способной работать в прицепе грузовика или железнодорожном вагоне, то вам смело можно останавливать свой выбор на погрузчике электрическом.
Обычно, это компактные, маневренные, быстроразгоняемые и очень юркие машинки, способные справляться с работой в ограниченных пространствах. К тому же вы будете избавлены от проблемы покупки дорогостоящего топлива, цены на которое в нашей стране постоянно скачут вверх.
И если вы решитесь покупать погрузчик с электродвигателем, то обратите особое внимание на высоту его подъема – обычно она не превышает 3,5 метров (однако при использовании мачты с большим вылетом, возможен подъем и до 7 метров), на тип аккумуляторных батарей и их емкости.
В данном случае, емкость батареи будет отражаться на количестве рабочих часов погрузчика после подзарядки. А правильный выбор типа батареи сможет сэкономить ваши деньги в будущем. На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется панцирный тип аккумулятора, ибо он устойчив к механическим воздействиям и нагрузкам. К тому же особая конструкция панцирной батареи исключает утечку и выплескивание электролита, а также дает возможность эксплуатации погрузчика при температурных режимах ниже 0 градусов.
Дизельные погрузчики
Если вы ограничены в первоначальных деньгах на покупку и планируете использовать погрузчик на больших складских площадях и под открытым небом многие часы подряд, вам стоит выбрать дизельный погрузчик. Такой машинке, работающей на обыкновенной солярке, не будут страшны соленые ветра, дождь, мороз и многочасовая эксплуатация. Эта более мощная техника стойко выносит перегрузы, может поднимать большие веса и двигаться на длинные расстояния. Однако, будьте готовы к тому, что она тоже имеет свои недостатки, ибо дорога в эксплуатации - в обслуживании и в заправке. К тому же, часто дизельные погрузчики уступают в маневренности своим электрическим собратьям и имеют более габаритные размеры. Именно поэтому, выбирая дизельный погрузчик, стоит обязательно учесть его линейные параметры (в том числе длину вилочного оборудования), соотнеся их с величиной проездов, в которых техника будет передвигаться.
Следующим важным фактором, который следует учесть при выборе вилочного погрузчика, является конструкция и технические характеристики его основного рабочего органа – грузоподъемной мачты.
В первую очередь, стоит сказать о ее расположении – оно бывает фронтальным, то есть размещенным в передней части погрузчика, и боковым. Фронтальный механизм подъема – классическое расположение рабочего органа погрузчика, которое обеспечивает машине универсальность и удобство управления. Однако, в некоторых случаях боковая конструкция имеет свои преимущества – такой погрузчик удобно использовать при перевозке и погрузке длинных грузов, а также в случае очень узких проездов на складах. Впрочем, боковое расположение грузоподъемной мачты в последнее время встречается крайне редко.
Грузоподъемные мачты конструктивно бывают:
- двухсекционные (внешняя и внутренняя секции), еще их называют дуплексами. Это самая стандартная и наиболее применяемая конструкция мачты вилочного погрузчика. Обычно, погрузчики грузоподъемностью до 5 тонн с двухсекционной мачтой могут поднимать грузы на высоту до 5 м.
- трехсекционные или триплексы – в таких конструкциях каретка двигается свободно, обеспечивая максимальный подъем. Вилочные погрузчики с триплексом способны поднимать грузы на высоту до 8,5 м;
- мачта-дуплекс похожа на обыкновенный дуплекс, но дополнительно оснащена третьим цилиндром, позволяющим грузоподъемной каретке выдвигаться на бОльшую высоту без движения второй секции мачты.
Свободный ход каретки отражается, прежде всего, на возможности использования вил разной длины и смены грузозахватного оборудования. И значит, непосредственно влияет на грузоподъемность погрузчика и его универсальность. Таким образом, если вы нуждаетесь в погрузчике с высокой грузовой способностью, и машине придется работать с совершенно разными грузами, вам стоит остановиться на выборе погрузчика с триплексом.
И, пожалуй, последним, но далеко не менее важным фактором является выбор типа ходовой части вилочного погрузчика, ибо подобная техника бывает не только четырехколесной, но и трехколесной.
Последняя встречается гораздо реже, однако имеет свои преимущества. Такие погрузчики можно назвать самыми маленькими (грузоподъемностью до 2 тонн) в своем семействе, но они невероятно маневренны, и способны выполнять самую «тонкую» работу.
И напоследок стоит упомянуть, что на сегодняшний день вилочный погрузчик можно оснастить совершенно разным навесным оборудованием. К механическому относят крюки и штыри, траверсы, балки, захваты для поддонов, рулонов, бочек и биг-бэнов.
К гидравлическому относят выдвижные вилы, сталкиватели, позиционеры, захваты для бочек, тюков, мусорных урн и коробок, и многие другие.