Вероятно, еще первобытные люди, охотясь на мамонтов, понимали, что одним из главных преимуществ в противостоянии гомо сапиенс и большого животного, является человеческое умение скрытности и маскировки.
Еще до начала 20-го века, для того, чтобы противник не обнаружил твои войска, достаточно было не создавать лишнего шума и максимально сливаться с окружающей обстановкой. Но, появление большой техники и вооружений, которые уже не могли вести себя «тише воды, ниже травы», а также технологий радиолокации, ночного видения и тепловизоров, заставило инженеров придумывать способы, как сделать эту саму технику практически невидимой. Так на свет появились технологии снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра. Их обнаружению с помощью приборов мешали особые конструктивные формы техники, и материалы, из которых ее создавали. В итоге появилось понятие стелс-технологий, название, произошедшее от английского слова stealth –"невидимый".
На сегодняшний день принципы стелс-технологий, главным образом, применяются в построении воздушных судов, и, кстати, весьма успешно. Но, оказывается, с помощью них в свое время пытались создавать и невидимые морские суда, об одном из которых мы сегодня и расскажем.
На самом деле, этот экспериментальный катер, построенный двумя американскими оборонными компаниями Lockheed Martin и DARPA в 1985 году, по сути, оказался пока единственной такой попыткой. Он получил тогда название «Sea Shadow» («Морская тень», индексная модель судна IX-529), и был призван опытным образом доказать возможность существования морских суден, невидимых для радаров.
Его разработка началась еще в 1980-х годах, и первые испытания корабль прошел в 1985-1986 годах. Чтобы сохранить абсолютную секретность проекта, Sea Shadow в марте 85-го на специальной погружной барже Hughes Mining Barge 1 (HMB-1), был доставлен в воды близ острова Санта-Крус в Южной Калифорнии. Загораживаемый кораблями сопровождения днем, «невидимый катер» испытывали только по ночам, в 1986 году приостановив его тесты.
Чтобы сделать 5-метровый 563-тонный корабль невидимым для приборов, его корпус сконструировали таким образом, чтобы он наименьшим образом соприкасался с ватерлинией. Для этого катер поставили на два понтона, которые были погружены в воду, и оснастили подводными крыльями.
Сам корпус судна соединялся с ними опорами под углом в 45 градусов. Так была достигнута высокая сопротивляемость судна волнам до 6 баллов по шкале Бофорта, и его невидимость для некоторых разновидностей радаров.
Также для максимального соответствия стелс-принципам, катер имел абсолютно гладкую поверхность, без каких-либо выступающих частей, что предотвращало возврат радиолокационного луча, заставляя его отражаться.
Передачу тягового усилия от первичного двигателя к движителю на судне Sea Shadow обеспечивала электрическая передача, при этом катер был в состоянии развивать скорость до 28 узлов (52 км/ч).
Стоит понимать, что изначально Sea Shadow не проектировался для выполнения военных задач, его главной миссией было проведение научно-исследовательских военных операций. Поэтому предполагалось, что благодаря множеству используемой автоматизации, можно уменьшить количество членов экипажа. В итоге, на борту корабля максимум могло поместиться лишь 12 человек.
Увы, довольно быстро стало ясно, что первый в мире стелс-корабль оказался провальным проектом. И хотя на его постройку ушло более $50 млн., а в общей сложности на проект «угроблено» около $195 млн., уже в 1994 году эту идею решено было заморозить до лучших времен. Эти времена так и не наступили, и на протяжении нескольких лет ВМС США хотело передать судно в какой-нибудь заинтересованный музей. Однако, желающих так и не нашлось, и в апреле 2012 года экспериментальный катер Sea Shadow ушел с молотка на аукционе в адрес компании «Bay Ship & Yacht Co.» за символическую для такой техники сумму $ 100420. При этом, военные продавали корабль при условии, что новый владелец его обязательно разберет на запчасти, то есть уничтожит.
Корабль-невидимка, пущенный на металлолом
Кстати, если вы являетесь любителем Бондианы, то, наверняка видели прообраз этого стелс-корабля в фильме «Завтра не умрёт никогда», в котором главную роль сыграл непревзойденный Пирс Броснан.
Стелс-корабль Джеймса Бонда