В современном производстве автомобилей роботы уже давно подменили собой людей, «отобрав» у них 50% самых сложных рабочих операций, но вот строить самолеты машины пока так и не научились. И чтобы восполнить этот пробел, известный производитель самолетов «Airbus Group» решил объединить свои усилия с исследовательской инженерной лабораторией Joint Robotics Laboratory (JRL). Результатом их 4-летнего сотрудничества должно стать создание человекоподобных роботов, которые будут работать на линиях сборки воздушных судов.
Большинство авиалайнеров создаются на больших сборочных линиях, но процесс этот настолько сложен, трудоемок и энергозатратен, что именно поэтому каждый самолет строится так долго и стоит огромных денег. Главной проблемой в постройке самолетов является то, что летающие средства по своей конструкции в разы сложнее наземного транспорта, и простые манипуляторы с ограниченной подвижностью и маневренностью справиться с этой задачей не в состоянии. В особенности это касается внутренней сборки самолета, где существует такое количество мелких деталей и труднодоступных отсеков, что и людям подчас этот процесс доставляет массу сложностей.
К примеру, для человека создаются специальные многостраничные руководства, которые содержат подробные иллюстрированные инструкции, как доползти в то или иное место самолета (к примеру, в самый конец крыла) и установить в нем какое-либо устройство. Но современные роботы-манипуляторы по понятным причинам такую работу выполнять не могут, отсюда и родилась идея создания человекоподобного робота.
Проект, в котором задействованы также специалисты технологических институтов Японии и Франции, назвали VALERI project. А итогом работы всех этих лабораторий должно стать изобретение рабочего серийного робота, способного трудиться в опасной для человека окружающей среде, и выполнять трудоемкие и опасные задания.
Такой робот должен уметь передвигаться в труднодоступных местах, часто с неровными поверхностями, при этом не натыкаясь на окружающие предметы. А после того, как он примет нужное положение «тела», робот должен быть в состоянии завинчивать, прикреплять, сваривать и монтировать нужные узлы и агрегаты.
Сейчас команда инженеров, взяв за основу роботов модели HRP-2 и HRP-4, работает над созданием машин, которые смогут не только ходить, но также приспосабливать свое «тело» под любую окружающую обстановку, вплоть до ходьбы по лестницам, передвижения ползком и в положении «на коленях».
Для этого ученым нужно написать новые компьютерные алгоритмы, которые смогут выполнять сложные вычисления, необходимые для навигации робота по внешней и внутренней части самолета. Ко всему прочему, гуманоидные механизмы должны быть настолько же быстрыми, как и живой человек, ибо этим двум существам придется работать в связке в режиме реального времени.