Сегодня, 26 февраля 2015 года, на проходящем в Киеве форуме "Старт процессов модернизации и экономического роста" заместитель министра инфраструктуры Владимир Омелян сообщил о крайне плохом состоянии автомобильных дорог Украины, на строительство и поддержание которых у государства как всегда не хватает средств.
И выразил идею о возможном отходе государства от дальнейшего строительства асфальтных дорог и переходе на бетонные. Причиной тому, якобы, является высокая импортная составляющая асфальта, в то время как отечественное производство бетона в Украине находится на довольно приличном уровне.
Давайте задумаемся, что из себя представляет такой продукт, как асфальт, насколько сложно наладить его производство в Украине, и действительно ли отечественные компании могут полностью удовлетворить потребности страны в бетоне.
Современный асфальт – это смесь нескольких ингредиентов. Прежде всего, это минеральный порошок, щебень или песок, битум (или как его еще называют жидкий асфальт) как связующий элемент, и всевозможные полимерные добавки.
Щебня и песка у нас в стране, как известно, пруд пруди. Думается, что с этим ингредиентом проблем у нас быть не может. Но, как оказалось, в стране крайне плохо обстоят дела с иным составляющим - битумом.
Битум – продукт, получаемый из нефти. Той самой, которую Украина вынуждена закупать за границей за валюту. До начала кризиса и военного конфликта в Украине производством битума занималось всего лишь два нефтеперерабатывающих завода – Кременчугский НПЗ, принадлежащий ПАО «Укртатнафта» и Лисичанский. Последний в силу политических обстоятельств «отвалился», оставив на рынке Кременчугский НПЗ в «гордом одиночестве». Мало того, что один единственный завод, естественно, справиться с задачей обеспечения всей страны битумом не в состоянии, так в своей работе он еще и зависит от цен на импортную нефть. А с курсом валют, как известно, в стране полный хаос. Таким образом, действительно можно подтвердить, что на сегодняшний день в Украине имеется проблема с производством асфальта. Самостоятельно мы его делать не можем, ибо у нас отсутствует возможность выпуска одного из его компонентов.
А вот с производством бетона и впрямь вопросов в Украине нет. Чего только стоят производственные мощности группы компаний ASTOR и промышленно-строительной группы Ковальская.
К тому же на качество выпускаемого бетона основное влияние оказывает один из его компонентов – цемент, с которым в Украине тоже заминок нет.
Так стоит ли нам расстраиваться на заявление замминистра Мининфраструктуры, что в Украине вскоре появится больше бетонных дорог, чем асфальтных? И тут я поспешу вас успокоить.
По известной статистике, в Украине бетонных дорог можно насчитать менее 5%. Между тем, на западе их большинство. Часто европейские дороги – это нижний слой бетона и верхний - асфальта.
Таким образом, дорожное покрытие становится в разы дешевле, долговечней и экономичней. Его обслуживание требует меньше затрат, дороги получаются прочными и хорошо выдерживают большую автомобильную загрузку.
Так что, проведя совсем небольшое журналистское расследование, ко мне пришло четкое понимание всех обстоятельств дела. А главное, появилась уверенность, что заявление замминистра имеет не только четкое обоснование, но и разумное зерно.
Думается мне, что идея создания в Украине бетонных дорог может стать очень реалистичной, к чему нам и стоит подготовиться.