Вчера компания Liebherr обнародовала результаты своего исследования относительно трагического падения крана в Мекке, в результате которого в Саудовской Аравии погибло более ста человек и ранено более двухсот.
Официальное заявление производителя гласит, что в результате проверки было выяснено: гусеничный кран LR 11350 (изначально ошибочно было заявлено, что это был кран LR 13000), изготовленный подразделением компании Liebherr, предприятием Liebherr Werk Ehingen, не имел технических дефектов. По данным экспертов, кран Liebherr в момент аварии находился в собранном состоянии с выдвинутой на 198 метров стрелой, и был расположен за пределами Большой мечети. Ранее строительная организация периодически использовала его для монтажных работ. Во второй половине дня 11 сентября 2015 года, в результате сильных проливных дождей и песчаной бури со скоростью ветра 80 км/ч (в соответствии с данными службы погоды CNN), периодические порывы которого достигали 105 км/ч (по информации датчиков самого упавшего башенного крана), и резкого падения температуры на 20 градусов по Цельсию, произошло обрушение крана с отрывом его опор от земли.
Инструкция по эксплуатации крана LR 11350 при возникновении сложных погодных условий гласит, что гусеничный кран в собранном состоянии, без применения к нему специальных профилактических мероприятий не мог выдержать подобной нагрузки. В таких ситуациях, согласно правилам, стрела крана должна была быть сложена и опущена на землю во избежание «парусности» и наклона подъемной техники.
Компания также подтвердила, что кран был оборудован 114- метровой основной стрелой с гуськом длиной 84 метра. То есть общая длина его стрелы на момент аварии равнялась 198 метрам.
В завершение эксперты компании-производителя отметили: "эта авария является трагическим напоминанием эксплуатирующим организациям и операторам-крановщикам о безусловном соблюдении соответствующих правил инструкции по эксплуатации башенного крана".
От себя мы лишь добавим, что данный трагический инцидент явился самой страшной техногенной катастрофой с участием башенного крана с момента истории его создания. А история создания подъемного крана началась в конце 6-го – начале 5-ого веков до нашей эры, о чем вы можете прочесть здесь.
Однако, очень радует то, что по данной катастрофе производитель крана и власти Саудовской Аравии работают слаженно, не ставя палки в колеса друг другу, не боясь признавать ошибки и обнародовать реальные результаты расследований. Чему стоило бы поучиться украинским контролирующим органам и строительным организациям.
Отныне этот инцидент будет служить в качестве страшного напоминания и предупреждения для всех владельцев кранов и операторов о необходимости жестко следовать инструкциям. А также каждый вечер, прежде чем покинуть кран, задумываться о том, все ли необходимые меры безопасности были выполнены. Будем надеяться, что и украинские власти и надлежащие контролирующие органы обратят пристальное внимание на соблюдение строительными организациями необходимых мер безопасности.