В нашей стране компанию Rolls-Royce знают исключительно, как производителя люксовых автомобилей, между тем, на самом деле эта фирма, организованная Генри Ройсом еще в 1906 году, уже давно является мировым лидером по производству авиационных и корабельных двигателей, а также узлов для портовых кранов.
Этот производственный гигант тратит в год по $1,2 млрд. на исследование и разработки новых технологий. Ее двигателями оснащают мощные «эйрбасы», «боинги», «тилтроторы» и военные истребители, а многие мировые порты могут похвастаться великолепными крановыми системами Rolls-Royce, надежными, как египетские пирамиды.
Но, вчера компания объявила, что ей удалось опять изобрести нечто особенное, то, что может совершенно видоизменить подъемные краны будущего и настоящего.
Даже человек, не сведущий, наверняка знает, что огромные подъемные краны поднимают свои грузы на стройке с помощью многорядных некрутящихся стальных тросов, закрепленных на стреле. И это логично, ведь таким большегрузным махинам иногда приходится поднимать сотни тонн веса, и только такой стальной трос большого диаметра сможет его выдерживать.
Обычно тросы изготавливают из стальной проволоки, свитой по спирали, часто вокруг стального сердечника. Материалом для нее выступает нержавеющая сталь с различными примесями и напылениями, а сама конструкция канатов почти всегда представляет собой сложный узор, который и обеспечивает крепость такой «веревке».
Rolls-Royce же изобрел трос из синтетического волокна, который в корне отличается от обычных, но при этом выдерживает грузы почти в 2 раза тяжелее, чем традиционные стальные тросы. Эти, по сути, «пластмассовые веревки», очень тонки, почти невесомы, и абсолютно не поддаются коррозии. Если традиционный стальной трос весит на большом кране несколько сот килограмм, то инновационный синтетический канат весит в разы меньше, а значит, к примеру, в морском строительстве требует для установки крана судно в разы меньшего размера. Такой кран сможет не только поднять бОльший вес, но и сумеет доставать грузы с большей глубины.
Там, где подъемный кран со стальным тросом сможет поднять лишь 250 тонн груза, 2500-метровый синтетический трос справится с весом аж в 400 тонн! Ко всему прочему, изобретенный «пластиковый» трос, в отличие от стального, очень безопасен и легко ремонтируется. Работая с ним, вы не рискуете повредить руки о травмирующую сталь, разрыв такого каната не приведет к страшным производственным травмам, а само волокно, в отличие от стали, легко сращивается.
И если при разрыве стального каната на кране приходится проводить его полную замену, умная система крана, снабженного синтетическим канатом, сама заметит разрыв, сообщит об этом оператору, и просто заново его сплетет, не потеряв своих грузоподъемных качеств.
Уже сейчас для внедрения новой технологии компания Rolls-Royce создала инновационный корабельный кран для проведения строительных работ в морях и океанах.
Этот кран, помимо синтетического троса, имеет еще и просторную операторскую кабину на двух человек, снабженную, на манер дорогого автомобильного собрата, системой кондиционирования, источниками бесперебойного питания, кожаными креслами и даже личной туалетной комнатой.