Пожалуй, мы уже давно перестали удивляться отвратительному качеству наших дорог, ибо знаем, что на их ремонт и строительство у государства вечно нет денег, а у дорожных рабочих отсутствуют умения и совесть. Но, оказывается, в мире изобретена технология создания крепких грунтовых дорог именно для таких случаев – безденежья и низкого профессионализма. И изобрел ее американский инженер-строитель Сэмюэль Бонассо, назвав метод странным словосочетанием Mechanical Concrete, что в переводе с английского дословно обозначает «механический бетон».
При этом, на самом деле в данной технологии не используется бетон, главное в ней – основание, которое делается из бэушных автомобильных покрышек, а слово бетон просто обозначает срастание используемых элементов.
Практически всем известно, что бетон производится путем соединения цементирующей смеси, воды и песка (щебня, гравия). Цемент, соединяясь с водой, превращается в массу, которая после затвердения принимает любую форму, в которую ее выльют. Дорога по технологии «механического бетона» создается похожим образом, вот только вместо химических ингредиентов в виде цемента, воды и песка в ней используются старые покрышки, которые механически играют роль связующего и формующего элемента.
Такое основание мало того, что значительно экономит ресурсы, уменьшая на 50% количество используемых стройматериалов, оно не требует высокого профессионализма работников, и по факту, является очень прочным, практически не разрушаемым, и может выдерживать колоссальные нагрузки до 150 тонн на м2 !
Как это строится:
1 этап построения дороги по технологии «механического бетона» заключается в подготовке грунта к строительству путем удаления небольшого, глубиной до 40 см, слоя почвы. При этом, неважно, на каком грунте вы собрались строить дорогу - данная технология позволяет проводить процесс даже на подтопленных и очень мягких грунтах, типа глины и песка.
Этот способ позволяет строить дорогу даже в таких затопленных местах
После этого, на подготовленный участок нужно выложить старые покрышки и скрепить их друг с другом с помощью проволоки, или лучше - используя гвоздезабивной пневматический пистолет. В среднем, из 15 автомобильных шин создается 1 м3 дороги, то есть из 15000 бэушных шин можно построить дорогу шириной около 3,7 м и длиной 1,6 км.
На сформированное основание затем высыпается щебень фракции размером около 4 см, а после, если необходимо, обычным образом наносится асфальтное дорожное покрытие.
Такой способ подходит для строительства сельских и подъездных дорог, фундаментов зданий, несущих или подпорных стенок, для строительства плотин и дамб. «Механический бетон» может быть уложен в конструкции самых разнообразных конфигураций, любой высоты, ширины и длины.
А поскольку этот способ придает дороге проницаемые свойства, его удобно использовать для укрепления и защиты склонов от эрозии.
Ко всему прочему, шины, наполненные щебнем, поглощают энергию инерции, тем самым уменьшая тормозной путь. То есть такая дорога является еще и менее опасной.
И конечно, невозможно не сказать о воздействии данной технологии на окружающую среду. Как известно, в год по всему земному шару выкидываются миллионы использованных покрышек, которые сложно и дорого утилизировать. А технология «машинного бетона» не только позволяет с помощью них обеспечивать дорогами развивающиеся страны, но и давать шинам вторую жизнь.
Строительство дороги по технологии «механический бетон» прямо на песке
На сегодняшний день технология дешевого строительства дорог под названием «механический бетон» получила несколько международных призов, запатентована и разрешена к использованию в Америке и Канаде. С ее помощью были построены десятки дорог в Калифорнии, Аризоне, Западной Вирджинии, Огайо и Пенсильвании.