сб, 2015-01-31 11:11
Поделиться
Мобилизация техники: правда и вымысел

Сейчас уже каждый гражданин Украины знает, что в стране объявлена 4-ая волна мобилизации. Однако, далеко не все знают, что в мобилизационный план, и в первых три волны и сейчас, включено изъятие транспорта и спецтехники у ее владельцев. Этот момент не может нас не волновать, ибо наш портал занимается всеми вопросами, связанными с тематикой строительной, дорожной и подъемной техники. Однако, исходя из личного общения с владельцами транспорта и спецтехники, мы поняли, что многие напуганы этим фактом и до конца не понимают, что происходит. С целью донести до вас, наши уважаемые читатели, информацию относительно того, какими юридическими нормами вы должны руководствоваться в этом вопросе, мы обратились за консультацией к опытному юристу. В этой статье мы подробно опишем закодательную базу, регламентирующую поведение владельцев транспорта и спецтехники в момент объявления в Украине мобилизации.

Дабы не перегружать сам текст длинными выдержками из законодательных актов, некоторые особо большие мы спрятали под, так называемые, спойлеры. При вашем желании ознакомиться с ними, вам нужно нажать на специальный значок "+" рядом с текстом, чтобы их развернуть.

Правовая база

Весы правосудия

В любой стране основным законом является, конечно же, Конституция. В Конституции Украины есть 2 основные статьи относительно интересующей нас темы – 1 и 106, говорящие о том, что

«Стаття 1. Україна є суверенна і незалежна, демократична, соціальна, правова держава».

«Стаття 106. Президент України: ...приймає відповідно до закону рішення про загальну або часткову мобілізацію та введення воєнного стану в Україні або в окремих її місцевостях у разі загрози нападу, небезпеки державній незалежності України».

А вот нормативным документом, который определяет особое положение в стране, является Закон Украины «Про мобілізаційну підготовку та мобілізацію» від 21.10.1993 № 3543-XII.

 «Особливий період  - це період функціонування національної економіки, органів державної влади, інших державних органів, органів місцевого самоврядування, Збройних Сил України, інших військових формувань, сил цивільного захисту, підприємств, установ і організацій, а також виконання громадянами України свого конституційного обов'язку щодо захисту Вітчизни, незалежності та територіальної цілісності України, який настає з моменту оголошення  рішення про мобілізацію (крім цільової) або доведення його до виконавців стосовно прихованої мобілізації чи з моменту введення воєнного стану в Україні або в окремих її місцевостях та охоплює час мобілізації, воєнний час і частково відбудовний період після закінчення воєнних дій».

Согласно этого нормативного документа сейчас в Украине особенный период. Для наступления такого особенного периода в стране вовсе не обязательно должно быть объявлено военное положение. Как только официальные органы объявляют в Украине о необходимости защиты ее территориальной целостности и независимости, доводят до исполнителей решение о мобилизации, граждане автоматически должны выполнять мобилизационный план. 

Украина в войне

Подтверждением того, что центральные органы власти довели до исполнителей решение о мобилизации, является 

 

Указ президента Украины № 15/2015 от 15.01.2015 года «Про часткову мобілізацію»

Итак, теперь совершенно ясно, что в Украине сейчас особый период и по интересующему нас вопросу он тождественен оъявлению военного положения. Если вам кто-то говорит, что государство сейчас не имеет право забирать на военные нужды технику, потому что в стране не объявлено военное положение, он не прав. Но так как пока объявлена только частичная мобилизация, касательно имущества действие закона распространяется ТОЛЬКО на юридические лица. Имущество, принадлежащее частным лицам, действительно под мобилизационный план пока не подпадает.

Какими же законами дальше юридическое лицо, владеющее транспортными средствами и спецтехникой, должно руководствоваться?

Во-первых, Постановлением КМУ № 1921 «Про затвердження Положення про військово-транспортний обов'язок» от 29.12.2000 года.

В нем есть такие положения:

«2. Військово-транспортний  обов'язок  встановлюється  з метою забезпечення потреб Збройних Сил, інших утворених відповідно до законів України військових формувань (далі - військові формування) на період мобілізації та у воєнний час у транспортних засобах».
Мы уже с вами определились, что сейчас в Украине объявлен период мобилизации.

«3. Військово-транспортний обов'язок поширюється на центральні та місцеві органи   виконавчої влади, органи місцевого самоврядування, підприємства, установи та організації усіх форм власності, у тому числі ті, що забезпечують експлуатацію транспортних засобів…».

Как видите, под мобилизационный план подпадают предприятия всех форм собственности. 

Военные украинские грузовики

«4. Вилучення для тимчасового використання транспортних засобів або відчуження з  наступним повним відшкодуванням їх вартості, передача військовим формуванням на період мобілізації та у воєнний час здійснюється на підставі документів, що видаються органами військового управління».

Данный пункт говорит о том, что ваше имущество как юридического лица могут изъять временно или полностью, но всегда на основании документов, выданных военным управлением. В этих документах в обязательном порядке должно быть указано конкретное предприятие, конкретная техника, подлежащая изъятию, и время, которое отводится юридическому лицу на подготовку и доставку в пункт назначения данной техники. Обратите особое внимание на то, что после предоставления вашим предприятием техники, вам обязаны выдать акт приема-передачи, о чем говорится в статье 6 части 3 Закона «Про мобілізаційну підготовку та мобілізацію» № 3543-XII от 21.101993 года

«Приймання-передача транспортних засобів, залучених під час мобілізації, та їх повернення після оголошення демобілізації здійснюються на підставі актів приймання-передачі, в яких зазначаються відомості про власників, технічний стан, залишкову (балансову) вартість та інші необхідні відомості, що дають змогу ідентифікувати транспортні засоби».

Случается, что иногда представители военкоматов выдают предприятиям только справку о приеме техники. Это в корне неверно. В данном случае вам следует требовать именно правильно заполненный акт-приема передачи, в котором будет фигурировать: кто передал технику, кто является ее собственником, в каком техническом состоянии она была на момент передачи, ее идентификационные данные и обязательно остаточная балансовая стоимость.

Военный самосвал

При полном отчуждении имущества предполагается компенсация его стоимости. Об оценке стоимости изъятого имущества говорит пункт 26 Постановления КМУ № 1921:

«26. Вартість транспортних засобів, переданих військовим формуванням на період мобілізації та у воєнний час, визначається під час приймання цих засобів з урахуванням технічного стану та розмірів знижки на їх спрацьованість, визначених у додатку 3». 

 

Приложение № 3

Таким образом, становится ясно, что некая градация транспортных средств в Постановлении существует. Более того, есть даже нормы на снижение стоимости техники в зависимости от ее износа и пробега. Однако, кто, каким образом и на основании каких баз данных (рыночных усредненных цен или остаточной балансовой цены) определяет стоимость отчуждаемого имущества, не оговорено. Вероятнее всего, это будет остаточная балансовая стоимость техники, указанная в акте приема-передачи, однако четкого указания об этом в Постановлении нет. Также отсуствуют и сведения, на протяжении какого срока возможна компенсация и от какого государственного органа ее стоит ожидать. А так как обо всем этом законодательные акты Украины умалчивают, то и вероятность подобного возмещения становится весьма туманной.

Как же происходит сам процесс передачи техники?

«5. Вилучення (відчуження) транспортних засобів здійснюється районними (міськими)   військовими комісаріатами на підставі розпоряджень місцевих держадміністрацій в обсягах лімітів та відсоткових норм вилучення, затверджених Кабінетом Міністрів України, як окремо, так і у складі спеціальних формувань, які передаються військовим  формуванням на період мобілізації та у воєнний час».

Бронированный бульдозер

То есть изъятие какого-либо имущества у юридического лица происходит на основании распоряжения местной госадминистрации. Оно должно быть выписано на конкретное юридическое лицо. Если вы как предприятие таковое получили, значит ваша техника подпадает под мобилизационный план. Само же изъятие осуществляется представителами военных коммисариатов. Также говорится об определенных лимитах и нормативных процентах. То есть у предприятия не могут забирать одномоментно все имущество. Также не могут у одного предприятия забрать много имущества, а иные предприятия вообще не тронуть. Именно поэтому и введено такое поонятие как лимиты и нормы, о которых мы поговорим чуть позже.

«7. У разі проведення цільової мобілізації у зв'язку з введенням в Україні або в окремих її місцевостях надзвичайного стану, а також оголошенням окремих місцевостей зонами надзвичайних ситуацій техногенного або природного характеру, транспортні засоби (крім транспортних засобів, власниками яких є громадяни) можуть залучатися до  виконання спеціальних завдань у встановленому порядку на термін не більший,  ніж термін дії надзвичайного стану чи оголошення окремих місцевостей зонами надзвичайних ситуацій техногенного або природного характеру з подальшим обов'язковим відшкодуванням відповідно до законодавства збитків, завданих власникам цих транспортних засобів».

Другими словами, согласно этого пункта у юридического лица могут изъять транспортные средства на срок, пока официально будет действовать период целевой мобилизации. По окончании же этого периода вам должны возместить убытки, которые вы понесли в связи с изъятием вашего имущества. Но, вспомним, что в нормативной базе отсуствует порядок подобного возмещения и отнесемся к данному пункту скептически.

«11. Ліміти вилучення (відчуження) транспортних засобів за типами та марками (крім  мотоциклів і гужового транспорту) для підприємств, установ, організацій, районів і міст встановлюються у мирний час відповідними місцевими держадміністраціями за  поданням військових комісаріатів».

Здесь становится ясно, что в госадминистрациях до объявления мобилизации должен был существовать план, в котором и были определены лимиты и нормы изъятия техники на конкретный регион. Выходит, каждое юридическое лицо, получившее из военного коммиссариата распоряжение об изъятиии его имущества, имеет право потребовать у представителя коммисариата ознакомиться с содержанием лимитов и норм регионального  плана. Именно в нем должна содержаться информация относительно того, сколько и какой техники конкретно у вас было решено сейчас изъять. 

Военная <a href=

«14. Відповідальність за підготовку транспортних засобів для передачі військовим  формуванням покладається на керівників підприємств, установ та організацій і громадян -  власників транспортних засобів, які зобов'язані забезпечити:
- відбір
разом з представниками військових формувань відповідних транспортних засобів за типами і марками;
- виконання
основних вимог до транспортних засобів, призначених для передачі військовим формуванням на період мобілізації та у воєнний час (додаток 1), та наявність запасних частин, шанцевого інструменту і заправного інвентарю, що входять у  комплекти, які разом з транспортними засобами передаються військовим формуванням на період мобілізації та у воєнний час (додаток 2).»

На данном подпункте стоит особо остановиться, ибо в дополнениях к нему якобы описываются технические требования к машинам, которые предприятие должно передавать представителям коммиссариатов.

Итак, согласно Дополнения № 1

«1. Транспортні засоби, призначені для передачі військовим формуванням на період мобілізації та у воєнний час, повинні бути повністю укомплектовані необхідними    агрегатами, вузлами, механізмами, приладами, спеціальним і робочим обладнанням та мати запас ходу не менше ніж:
трактори та дорожньо-будівна техніка - 400 годин;
- крани на пневмоколісному і гусеничному ходу та автонавантажувачі - 250 годин.»

 
По правде говоря, любой человек, хотя бы мало-мальски разбирающийся в спецтехнике, прочитав законодательные требования, где руководитель предприятия каким-то образом должен предугадать запас хода у отдаваемой им техники, рассмеется. Но мы, помятуя о том, что все же мобилизация – вещь серьезная, скажем сухо, что это нереально. Ни один человек не сможет утверждать, что его кран или экскаватор, завтра не выйдет из строя. Для этого нужно, по меньшей мере, уметь предсказывать судьбу. К сожалению, эти законодательные нормы писали люди абсолютно ничего не смыслящие в технике вообще, и значит, их выполнить невозможно.

Относительно же запасных частей, шанцевого инструмента и заправочного инвентаря, который должен сопровождать передаваемую технику, то их перечень описан в Дополнении № 2 к пункту 14. 

 

Приложение № 2 к пункту 14

В целом же, в пункте 14 Постановления КМУ № 1921 говорится о том, что изымаемое имущество долно быть рабочим, на ходу, его положено оснастить документацией, дополнительным инвентарем и запасными частями. Ко всему прочему, доставить технику на территорию военного коммиссариата предприятие должно за свой счет, а это предполагает либо заправку топливом передаваемой автомобильной техники, либо наличие у вас трала, способного довезти, к примеру, гусеничный экскаватор в место назначения. Отвественность за выполнение всех этих процессов налагается на руководителя предприятия.

Военный погрузчик

Итак, мы немного разобрались с вами в тонкостях законодательства, поняли, что сейчас на территории Украины объявлена частичная мобилизация, осознали, что это может значить для юридических лиц - владельцев автомобильного транспорта и спецтехники, и поняли их обязанности.

Теперь, очевидно, осталось разобраться в последнем вопросе: какова юридическая, административная и уголовная ответственность за невыполнение озвученных выше законодательных норм.

В законе Украины «Про внесення змін до Кодексу України про адміністративні правопорушення» 308/97-вр от 04.06.1997 года статья 210-1 говорится:

Стаття 210-1. Порушення військовозобов'язаними чи призовниками законодавства про військовий обов'язок і військову службу

Порушення законодавства про оборону, мобілізаційну підготовку та мобілізацію тягне за собою накладення штрафу на громадян від десяти до тридцяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян і на посадових осіб - від тридцяти до ста неоподатковуваних мінімумів доходів громадян.

Повторне протягом року вчинення порушення, передбаченого частиною першою цієї статті, за яке особу вже було піддано адміністративному стягненню, тягне за собою накладення штрафу на громадян від тридцяти до ста неоподатковуваних мінімумів доходів громадян і на посадових осіб - від ста до трьохсот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян.

Военный экскаватор-погрузчик

Таким образом, на сегодняшний день (на январь 2015 года) при первичном нарушении законодательства о военной обязанности, на нарушителя, которым, как вы понимаете, является руководитель предприятия, налагается штраф от 510 до 1700 гривен штрафа (необлагаемый минимум в данном случае – это 17 гривен).

А при повторном нарушении, суммы штрафов возрастают и составляют от 1700 до 5100  гривен. Таким образом, выходит, что суммы штрафов очень невелики в сравнении со стоимостью самих транспортних средств и спецтехники.

Впрочем, может статься, что официальные лица, говоря о юридической отвественности, могут сослаться на Закон Украины «Про внесення змін до Кримінального кодексу України» статью 114-1.

"Перешкоджання законній діяльності Збройних Сил України та інших військових формувань.

1. Перешкоджання законній діяльності Збройних Сил України та інших військових формувань в особливий період -

- карається позбавленням волі на строк від п’яти до восьми років.

2. Те саме діяння, яке призвело до загибелі людей або інших тяжких наслідків -

карається позбавленням волі на строк від восьми до п’ятнадцяти років".

Который на самом деле не регламентирует отвественность юридического лица в случае невыполнения им военной обязанности по предоставлению техники, но, если честно, действительно может быть использован судом. Однако, пока таких прецедентов в Украине не случалось. Да и здесь любой суд обязан будет отталкиваться от норм Гражданского Кодекса и его статей 321

Статья 321. Незыблемость права собственности

«1. Право собственности незыблемо. Никто не может быть противоправно лишенй этого права или ограничен в его осуществлении.

2. Принудительное отчуждение объектов права собственности может быть применено лишь в порядке исключения исходя из мотивов общественной необходимости на основании и в порядке, установленным законом, и при условии предыдущего и полного возмещения их стоимости, кроме случаев, установленных частью второй статьи 353 этого Кодекса:

3. В условиях военного положения или чрезвычайной ситуации имущество может быть принудительно отчужденно у владельца со последующим полным возмещением его стоимости».

Военный экскаватор

Как обстоит дело с мобилизационной передачей транспорта и техники в Украине на сегодняшний день

Здесь нам хотелось бы немного осветить ту информацию, которая просачивается в СМИ, и которая демонстрирует, как сейчас обстоит дело в Украине с выполнением юридическими лицами военно-транспортной обязанности. Только факты без комментариев.

- 6 января стало известно, что Хмельницкий военком пообещал огласить списки руководителей предприятий - саботажников. Также он сказал, что в Хмельницкой области планируется привлечь 200 единиц автомобильной и инженерно-строительной техники: грузовики, экскаваторы, автокраны и бульдозеры. Пожаловался, что с этим возникают проблемы – директора предприятий не хотят помогать армии;

- 24 января военком Николаева сообщил, что несколько собственников техники пытались уклониться от оповещения о мобилизации. И предупредил, что сейчас готовятся документы для подачи в прокуратуру, по которым данные владельцы будут привлечены к отвественности;

- 80 единиц техники планируется мобилизовать в Волынской области уже в ближайшее время. Вр.и.о. военного комиссара рассказал, что уже имеет список необходимой техники, сейчас наряды на нее вручаются руководителям предприятий. В первую очередь, изыматься будут грузовые автомобили, полуприцепы и тягачи, а также дорожно-строительная техника;

- Комиссар Тернопольской области сообщил, что еще в первую волну мобилизации военкоматы пытались уточнить информацию относительно техники на 235 предприятиях области, однако получили ответы только от 97. В результате вместо запланированных 26 единиц смогли получить только 16, так как некоторые руководители тогда утверждали, что техника находится в командировках. Во второй этап область предоставила в распоряжение армии 21 единицу техники, однако многие машины находились в эксплуатации по 20 лет, и их техническое состояние оставляло желать лучшего.

На третьем этапе мобилизации смогли собрать 12 из необходимых 34 единиц техники. В результате, комиссар заявил, что обращался в прокуратуру с целью привлечь нерадивых владельцев техники, однако ему было отказано. Уголовные дела не могут открыть в связи с отсутствием состава преступления;

- Бучачская районная администрация 13 января на совещание определила список предприятий, которым будут вручены наряды на изъятие техники. На этом же совещании присутствовали руководители многих из них. В то же время, всем владельцам техники, которые пока не попадают под четвертую волну мобилизации, будет поручено в случае необходимости привлекаться к ремонту техники;

-  В прошлом году с Полтавщины было мобилизовано 193 единицы техники. Основными проблемами, с которыми столкнулись военкоматы, стала доставка дорожно-строительных машин до пунктов назначения. У владельцев нет техники, способной осуществить такую перевозку, а как, к примеру из Гадяча в Винницу доставить 2 тяжелых гусеничних екскаватора? 

Военный экскаватор VOLVO

Еще одной проблемой стало сопротивление полтавских агропроизводителей, которые поясняли в коммиссариате, что  свою технику  взяли в аренду у киевских холдингов. Комиссар Полтавщини сказал, что отныне для изъятия необходимой техники будет привлекать силовые структуры.

Теги Мобилизация

Комментарии